В нашу гавань заходили корабли


Фоторепортаж. День Военно-морского флота России установлен в 1939 году. Море – особая могучая стихия, с нею могут дружить только отважные души. Российский флот воспитал огромное число смелых моряков – исследователей мира и защитников отечества.
Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Нажмите на фото, что бы открыть галерею!
Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Открытие памятника Нахимову. Фото: Татьяна Мельникова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Не удивительно, что по стати и выправке даже в толпе легко отличить моряка, а морской офицер в парадной форме вызывает невольное восхищение. Поэтому последнее воскресенье июля – праздник военных моряков широко отмечается не только в портовых городах.

Петербург вновь — морская столица

К началу XVIII века величайшая страна в мире, омываемая двумя океанами, практически не имела морских ворот, ведущих в другие страны. Положение государства с самыми протяженными морскими границами без доступа к морю сильно озадачивало Петра I. Начав Северную войну, он отвоевал побережье Балтики при устье Невы. Здесь он основал новую столицу России, ставшую морским портом и военно-морской базой. Разумеется, ещё до Петра выходили в суровые арктические просторы поморы, международным торговым портом был Архангельск. Уточним, что начало основанию военно-морского флота было положено в конце XVII века во время морских походов на Азов.

Петербург традиционно с удовольствием приветствует моряков, выстроившихся в парадной форме на палубах кораблей, вошедших в Неву. К сентябрю 2012 года Главный штаб военно-морского флота должен переехать из Москвы в старинное здание Адмиралтейства в Петербурге, таков приказ главкома, вице-адмирала Виктор Чиркова.

Вся история отечественного флота представлена в Военно-морском музее, одном из старейших России. Он берёт начало от Модель-камеры Петра I и действует с 1709 года. С 1940 года музей занимал огромное здание Биржи на стрелке Васильевского острова, а в этом году его несметные сокровища переезжают в Крюковские казармы, перестроенные под нужды музея. Особенно торжественно перевезут сюда Ботик Петра I, который величают дедушкой российского флота.

Историки пишут, что тысячелетняя эпоха парусного флота была завершена русскими эскадрами под командованием адмирала Нахимова у турецкого Синопа. 5 июля этого года на Васильевском острове города был открыт памятник адмиралу Павлу Нахимову в день его 210-летия. На острове, где в Морском корпусе Петра Великого Нахимов приобретал первые навыки флотоводства, скульптор Г. Лукьянов и запечатлел в бронзе героя Синопского сражения и обороны Севастополя. Торжество сопровождали военный оркестр и кадетский караул.

Рассказ о сегодняшнем дне морской столицы был бы неполным без напоминания о морской крепости, защищавшей город с момента его основания, Кронштадте.

Город на острове Котлин

При первом взгляде на карту, кажется, что в Финском заливе на подступах к Петербургу, стоит огромный корабль. Так выглядит из космических высот остров Котлин. Этот безлюдный остров в заливе так приглянулся Петру, что у него появилась идея строительства столицы именно на нём, и царь дал ему имя Санкт-Петербурх. История распорядилась по-иному, остров обжили военные моряки, в заливе появились рукотворные острова-форты, не позволявшие беспрепятственно приближаться к городу с моря. Нынче, со строительством дамбы, защищающей Петербург от наводнений и проходящей через Котлин, кажется, что это сам остров расправил руки и, упираясь в берега, продолжает «оборонять» город, но уже от стихий.

Историки дают острову 4,5 тыс. лет. Город занимает лишь его треть, а вся западная часть – это уникальные черноольховые топи, где останавливаются на отдых перелётные птицы. Эти места решено сделать особо охраняемой природной территорией.

Кронштадт, сегодня один из районов Петербурга, находится от него в 48 км. В нём проживает 42 тыс. человек.

Кронштадт – это не только морская история России, он обладает богатым культурным наследием. Историческая часть г. Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Центр Кронштадта – образец провинциального военного городка XVIII – XIX веков с тихими тенистыми улочками. Одновременно это памятник военной техники с уникальными гидротехническими и оборонительными сооружениями. Наглядный пример — первый в мире самосливной канал-док. Архитектурная домината – 70-метровый Морской собор начала XX века в стилистике храма Святой Софии в Константинополе. В нём вновь совершаются богослужения.

Начиная с 1704 года до начала XX века, в заливе строилась цепочка из 17 крепостей – фортов. Их начали сооружать с южной стороны острова, где глубина Финского залива позволяла проход вражеских кораблей.

Сооружение фортов – плод передовой изобретательной мысли инженеров и колоссальный труд строителей. Самым первым был возведен форт Кроншлот. Все форты разной архитектуры, но их объединяет способ создания искусственных островов, на которых и возводились укрепления.

При строительстве кронштадских фортов применяли старинный русский ряжевой способ. Зимой на льду из цельных бревен сооружали ряж – ящик высотой около 4-м метров. Ряж наполняли камнями, и под этим весом ряж опускался на дно и вставал там, как основание форта. В воде дерево хорошо сохраняется, и только надводная часть была закреплена бетоном в XIX веке. Первым, уже в 1704 году, был построен форт Кроншлот. В Крымскую войну (1853 – 56 гг.) на фортах были установлены две тысячи орудий, а в заливе впервые в мире были установлены минные заграждения от английского флота.

Морская экскурсия по фортам даёт ощущение прямого контакта с мужественными предками всех эпох. Гранит пристаней и стен хранит память обо всех моряках, защищавших вход в Петербург-Ленинград в условиях бомбёжек, холода и изолированности от «Большой земли». На камне или любом предмете, которого коснулась чья-то рука, навсегда остаётся её невидимый след. К сожалению, форты, выдержавшие атаки войн, волн и непогоды, не защитило наше поколение. Они молча и терпеливо ждут поддержки и реставрации.

Так ведут себя моряки и их корабли: молодые готовы служить и защищать, старые, по-прежнему, поражают выправкой и волей.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Ещё один закон для подавления недовольства правительством России?
  • В дорогу за чудесами России. «Подпорожский портал»
  • Российское правительство подвергается критике: меры принимаются только после катастрофы
  • Стоит ли называть бозон Хиггса частицей Бога?
  • Важно поставить стрелки на место. В полдень солнце должно стоять в зените


  • Top