Закон об экстремизме антиконституционен и направлен на разжигание религиозной розни


«Правду можно посадить в тюрьмы, концлагеря, загнать в подполье, а на её место поставить фальшь и ложь. Но даже большевики не могут вырвать из человеческой души понимание, что такое правда, тоски по ней и желание её торжества. Потому что правда — это дорога, по которой человек идет к Богу. И ни большевики, ни кто-либо или что-либо другое не в силах совратить человечество с этого пути», — эти слова Степана Бандеры, сказанные в прошлом веке, актуальны сегодня, как никогда.

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Новые вызовы свободе совести в современной России», прошедшей в Москве 26 июня 2012 года в Доме журналистов. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Участники Всероссийской научно-практической конференции «Новые вызовы свободе совести в современной России», прошедшей в Москве 26 июня 2012 года в Доме журналистов. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Состояние свободы совести в нашей стране вызывает большую озабоченность, а воздействие «антиэкстремистского» законодательства на деятельность религиозных организаций и ситуация с религиоведческой экспертизой — большое возмущение.

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Новые вызовы свободе совести в современной России», прошедшей в Москве 26 июня 2012 года, обвиняли прокуратуру в том, что она завалила суды нелепыми обвинениями в «экстремизме» различные организации религиозной направленности. Обоснованием таких обвинений являются изготовленные заведомо неквалифицированными лицами «экспертные заключения», которые автоматически становятся основой для вынесения абсурдных судебных приговоров.

Как следствие такой активности, в виду отсутствия в стране института независимой религиоведческой экспертизы, список «экстремисткой литературы» при Минюсте РФ стремительно растёт. Растёт также активность сомнительных «сектоведов», вроде Дворкина, легализованных под крышей Минюста и РПЦ МП.

О том, что судами активно применяется практика привлечения «удобных», но абсолютно некомпетентных экспертов, готовых сделать любые заключения, удовлетворяющие обвинителей, говорили представители религиозных организаций, деятельность которых судами была признана «экстремистской».

Юристы приводили пример, когда цитаты, вырванные из текста, трактуются без всякой связи с основным вероучением, а последователи не имеют правового значения для оправдания.

По их словам, в случае признания некоторых фраз, несущих на первый взгляд, без учёта контекста, отрицательное содержание, в «чёрном списке» Минюста оказывается вся книга. И получается, что государство принуждает общество негативно относиться к огромным слоям граждан по признаку их отношения к религиям, даже если они законопослушные граждане. «Такое стало возможным в стране при отсутствии общественного контроля над принимаемыми законами», — прозвучало в выступлениях участников конференции.

Закон об экстремизме необходимо отменить, его невозможно поправить

Более 60 участников представили свои доклады на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Новые вызовы свободе совести в современной России». Среди них были представители религиозных объединений, эксперты, государственные служащие.

Многие отметили недостатки в Федеральном законе от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который не дает конкретного определения понятию «экстремизм», предоставляя тем самым широкие возможности для его произвольного толкования.

По оценке квалифицированных юристов, нужно вернуться к формулировке в законе, увязывающей экстремистскую деятельность с насилием или призывами к насилию, вместо «возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности и превосходства…».

Такое широкое толкование закона дает лазейку правоохранительным органам для использования его как инструмента подавления инакомыслящих, свободы слова, действий и для борьбы с религиозными меньшинствами.

Однако прозвучали и такие мнения, что закон бесполезно улучшать, его надо просто отменить, потому что экстремизм нельзя определить юридически.

Специфика применения антиэкстремистского законодательства к последователям Фалуньгун в России, и кто в этом заинтересован

Из выступления Михаила Синицына из Краснодара участники конференции узнали о признании экстремистскими в 2008 году Первомайским районным судом Краснодарского края книги мастера Ли Хунчжи «Чжуань Фалунь» и отчёта об изъятии органов у последователей Фалуньгун авторов Дэвида Килгура и Дэвида Мэйтаса, а также инфолистков с информацией о преследовании Фалуньгун в Китае.

Суд вынес решение на основании представленных прокурором двух заключений от специалистов региональной лаборатории экспертизы. Квалификацию психолога с двухгодичным стажем и специалиста лингвиста-стажёра трудно назвать достаточной для проведения такого рода экспертизы.

Только спустя четыре месяца, по словам Михаила, они узнали о решении суда, когда «чёрный список» Минюста РФ пополнился этими материалами.

«Через семь месяцев кассационная инстанция Краснодарского краевого суда отменила решение районного суда, отправив дело на новое рассмотрение, и с тех пор мы находимся в состоянии суда», — пояснил председатель Центра.

Из его доклада следует, что к проведению судебной экспертизы при повторном слушании были привлечены эксперты, предложенные прокурором, и отклонены эксперты, предложенные представителями Фалунь Дафа.

Синицын говорит, что трудно комментировать соображения, по которым была отклонена кандидатура предложенного эксперта-религиоведа. В частности, для суда оказалось значимым, что согласно информации, представленной прокурором, авторские публикации эксперта содержат негативную оценку деятельности Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. Как ни странно, суд нашёл убедительными доводы прокурора о том, что данные обстоятельства могут свидетельствовать о заинтересованности эксперта в проведении экспертизы в пользу Фалунь Дафа.

Для него очевиден заказной характер преследования книги «Чжуань Фалунь» автора Ли Хунчжи, в основе которой заложены принципы «Истина-Доброта-Терпение». Последователи духовной практики Фалуньгун (или Фалунь Дафа) с 1999 года подвергаются жестокому преследованию коммунистическим режимом Китая. И хотя, по заключению известного религиоведа, доктора философских наук С. И. Иваненко, «Фалуньгун — это духовно-просветительская, светская школа самосовершенствования человека, путь духовного развития, направленный на улучшение самого себя», китайский лидер Цзянь Цзэминь усмотрел в огромной популярности Фалуньгун угрозу для своей власти.

Ситуацию с книгой «Чжуань Фалунь» Михаил Синицын полностью относит к результатам пропаганды лжи и ненависти, которая исходит из китайского посольства: «Всё это делается для того, чтобы настроить российское общество против Фалуньгун, и, с другой стороны, оправдать действия китайских властей».

Подведение итогов

Участниками международной научно-практической конференции, организованной Центром религиоведческих исследований «РелигиоПолис» и кафедрой социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (АТиСО), было подписано заявление по итогам обсуждений.

В нём отмечается, что священные книги религиозных организаций являются важнейшей составной частью их внутренних установлений, по сути дела, их фундаментом. На них в полной мере должна распространяться норма Федерального закона от 26 сентября 1997 года 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии которой государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ (ст.15 ч.2).

Участники конференции считают справедливым и отвечающим духу Закона принцип, в соответствии с которым священные книги мировых религий, а также комментарии к священным писаниям авторитетных духовных учителей и религиозная литература зарегистрированных религиозных организаций не могут и не должны быть предметом исков и судебных разбирательств по обвинению в экстремизме.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В нашу гавань заходили корабли
  • Ещё один закон для подавления недовольства правительством России?
  • В дорогу за чудесами России. «Подпорожский портал»
  • Российское правительство подвергается критике: меры принимаются только после катастрофы
  • Стоит ли называть бозон Хиггса частицей Бога?


  • Top