Эксклюзив: Китайская интеллигенция расплачивается за честность

The Epoch Times10.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Жизнь моего старого друга является отражением трагедии, которая обрушилась на интеллигенцию Китая под властью коммунистической партии Китая (КПК).
Площадь Тяньаньмэнь, Стюарт Франклин, 1989 год. Фото: Джейн Грей/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Площадь Тяньаньмэнь, Стюарт Франклин, 1989 год. Фото: Джейн Грей/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Чжао Фусань, китайский представитель Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с 1985 по 1989 года, оказался в изгнании после того, как сделал откровенные заявления о бойне на площади Тяньаньмэнь на конференции ЮНЕСКО.

Преобразование из послушного орудия в руках КПК в противника режима, которое пережил Чжао, стало широко распространённым явлением в современном Китае.

Бегство

Во время бойни на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года Чжао был членом Исполнительного совета ЮНЕСКО и лидером на встрече делегации ЮНЕСКО в Париже.

После бойни 4 июня Чжао получил две прямо противоположные информации о произошедшем. Один из его родственников сообщил, что семья в безопасности, а также рассказал о гибели соседа от шальной пули. Из государственных источников было известно, что во время инцидента на площади Тяньаньмэнь никто не погиб.

На заседании ЮНЕСКО 9 июня делегаты были шокированы известием о бойне на площади Тяньаньмэнь, и повестка дня была отменена, чтобы обсудить события.

Будучи единственным китайцем среди представителей со всего мира, Чжао произнёс три фразы. Он сказал, что он шокирован известием о бойне на площади Тяньаньмэнь, выразил соболезнования жертвам и заявил, что история Китая с этого момента будет переписана. За эти свои высказывания он впоследствии тяжко поплатился.

Возвращаясь после встречи в резиденцию китайской делегации, Чжао заметил людей из службы безопасности, которые пристально разглядывали его. Чжао предположил, что он будет следующим в очереди на возвращение в Пекин. Китайский дипломат на Кубе был отозван в Пекин через два дня после своих откровенных высказываний.

После заседания ООН 12 июня Чжао решил не возвращаться в свою резиденцию и направился в дом своей дочери в Париже. С тех пор он находился в изгнании, он стал невозвращенцем.

В течение нескольких месяцев Чжао прятался в доме художника в немецкой деревне, ему помогал French Cultural Exchange Center (Французский культурный центр). Потом он жил у своей второй дочери в Бельгии. Через год он начал преподавать в университете Оклахомы в США.

В общей сложности Чжао провёл в изгнании около 10 лет, проживая во Франции, Германии, Бельгии и Соединённых Штатах. Он ушёл на пенсию из Университета Оклахомы в 1999 году, а затем поселился в Бельгии, где женился на Чэнь Сяосэ, профессоре Йельского университета.

Страдания семьи

Отец Чжао, Чжао Шикэ, был отправлен Университетом Цинхуа на учёбу в Соединённые Штаты. После возвращения в Китай он служил директором профессионально-технического училища.

Чжао Шикэ участвовал в подпольной деятельности компартии Китая, и его четыре сына также принимали активное участие в студенческих движениях до 1949 года. Позже семья прошла через многие болезненные испытания.

Старшего сына, который был главврачом больницы при Пекинском медицинском колледже, преследовали власти, в результате он покончил с собой во время «культурной революции», которая продолжалась с 1966 по 1976 год.

Второй сын Чжао Чжунъюй был инженером на угольной шахте. Он погиб во время спасения людей после аварии в шахте.

Тесть Чжао Чжунъюя был профессором в Нанкайском университете в Тяньцзине. Во время «культурной революции» его обвинили в шпионаже в пользу Америки. Жена Чжао Чжунъюя обвинялась, как и её отец. Её мучили почти до умопомешательства, и позже она умерла от злоупотребления алкоголем и членовредительства.

Слуга КПК

Хотя отношения семьи Чжао Фусаня с коммунистической партией были очень болезненными, он сыграл важную роль для КПК.

Когда я впервые встретился с Чжао, он был генеральным директором протестантского патриотического «движения трёх автономий» в Пекине. Это движение официально представляло христианство в Китае, и, в свою очередь, контролировалось компартией Китая.

Чжао производил впечатление мягкого, образованного человека, хорошо знакомого с христианской верой и Библией.

В то время китайские власти неофициально приглашали зарубежных знаменитостей и религиозных деятелей. Эти люди могли быть полезны КПК. Их приглашали на приёмы, предлагали специальное обслуживание и экскурсионные туры.

Чжао был настолько квалифицированным, что иностранные священнослужители относились к нему с огромным уважением. Его приёмы иностранных гостей имели особенно хороший эффект. Тем не менее, он утверждал, что не является членом КПК, так как он унаследовал религиозные убеждения своей семьи, и, следовательно, не мог вступить в атеистическую коммунистическую партию.

Китайская трагедия

Судьба Чжао очень похожа на мою. Много увлечённых молодых людей были обмануты пропагандой КПК, ради компартии они готовы были пройти через все круги ада. Мы неустанно работали для КПК.

Мы даже смогли придать внешний лоск режиму, став, вопреки своей совести, её послушным инструментом. После многократных тяжёлых уроков мы, в том числе и я, постепенно осознали реальность и поняли, что это общая трагедия нашего поколения.

Чжао Фусань сказал мне, что его жизнь (ему 86 лет) можно разделить на две части. Первые 60 лет он провёл в погоне за идеалами, а последние 26 лет он разочаровывался в идеалах.

«Я был прилежным и добросовестным всю свою жизнь. Но, в конце концов, как мне объяснить такой хаос в моей жизни?» — спрашивает Чжао.

*****

Примечание редактора: Яо Цун — бывший научный сотрудник Американского института Китайской академии социальных наук.

Эта статья представляет собой отредактированный перевод эксклюзивного материала «Великой Эпохи».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА