ОЗПП: права авиапассажиров-инвалидов нужно соблюдать

Общество защиты прав потребителей обжалует Постановление Правительства, ущемляющее права инвалидов.

17 июля 2012 года Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим Приказа № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г., так как в нем ограничиваются права инвалидов. Согласно абзацу четвёртому пункта 110 документа: «Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров».

В поданном заявлении ОЗПП сообщает, что данное положение противоречит целому ряду норм федерального законодательства, Международной Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. и безосновательно ограничивает права граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этот же принцип является основополагающим в международной Римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной РФ в 2008 году, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты.

Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет основные направления реабилитации инвалидов, к которым, в частности, относится создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 15 того же Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Весьма показательным является европейский опыт. Европейское сообщество приняло Регламент № 1107/2006 о правах инвалидов в авиатранспорте, который вступил в силу 26 июля 2008. Его основной принцип гласит: «Инвалиды или люди с ограниченной мобильностью должны иметь возможность летать на самолете как все остальные граждане, с правом на свободное перемещение, свободу выбора и не дискриминацию.

Принципиальное отличие от российского законодательства имеет статья 3, запрещающая авиаперевозчикам отказывать инвалидам или людям с ограниченной мобильностью в транспортировке и обязанность перевозчика принять на борт человека, имеющего на руках действительный билет, оказав в случае необходимости всю необходимую помощь и содействие. В противном случае, следуют санкции от 5 тысяч до 120 тысяч евро.

ОЗПП заявляет: Оспариваемое положение нормативного правового акта является очевидно дискриминирующим по отношению к пассажирам (потребителям), в силу инвалидности не имеющим возможности самостоятельно передвигаться без кресла-коляски или транспортируемым на носилках.

Однако, полноценная реализация указанных норм федерального законодательства о социальной защите инвалидов невозможна до тех пор, пока ведомственный нормативный правовой акт допускает произвольный отказ перевозчика от транспортировки лица в кресле-коляске или на носилках, мотивированный отсутствием на воздушном судне необходимых условий для такой перевозки. Известно, что перевозчики – коммерческие организации, руководствуясь в первую очередь целью извлечения прибыли, нередко злоупотребляют предоставленным им оспариваемой нормой правом на отказ от перевозки. Проконтролировать оправданность такого отказа в каждом отдельном случае невозможно.

При этом установленные теми же Правилами специальные меры, необходимые для безопасности жизни и здоровья таких пассажиров (наличие сопровождающего, наблюдение перевозчика, предоставление дополнительных мест, заблаговременное согласование условий перевозки и т.д.) являются вполне оправданными.

В случае удовлетворения Верховным судом Российской Федерации требований ОЗПП, российские инвалиды получать возможность беспрепятственно пользоваться услугами авиакомпаний, как это происходит в других странах, а сами авиакомпании будут вынуждены создать для них все необходимые условия для комфортного обслуживания во время авиаперелета.

Информация предоставлена Обществом защиты прав потребителей (иностранный агент)


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Международному обществу прав человека — 40 лет
  • Малазийские трансплантологи считают незаконные пересадки органов за рубежом рискованными и неэтичными
  • 11 июля – Всемирный День народонаселения
  • Политики и религиозные деятели вводят народ в заблуждение
  • На деревню к дедушке. В поисках родного дома


  • Top