Золотая Царицына палата Московского Кремля

Ренессансный декор Золотой Царицыной палаты. Фото: arhiv-palat.livejournal.comРенессансный декор Золотой Царицыной палаты. Фото: arhiv-palat.livejournal.com

Окно Золотой Царицыной палаты. Картина Василия Дмитриевича Поленова, 1877г. Фото: fotki.yandex.ruОкно Золотой Царицыной палаты. Картина Василия Дмитриевича Поленова, 1877г. Фото: fotki.yandex.ru

Резной портал Золотой Царицыной палаты. Фото: gidtravel.comРезной портал Золотой Царицыной палаты. Фото: gidtravel.com

Золотая Царицына палата. Фото: toers-tv.comЗолотая Царицына палата. Фото: toers-tv.com

Золотая Царицына палата, фрагмент внутренней отделки.Золотая Царицына палата, фрагмент внутренней отделки.

Золотая Царицына палата, элемент декора. Фото: gidtravel.comЗолотая Царицына палата, элемент декора. Фото: gidtravel.com

Золотая Царицына палата, одна из парадных залов Большого Кремлёвского дворца — настоящая жемчужина Московского Кремля. Эта приёмная гостиная русских государынь, о которой знают немногие, ни в чём не уступала резиденции русских государей. В настоящее время часть её восточного фасада можно видеть с Соборной площади под галереей, опоясывающей одиннадцатиглавие Теремных церквей.

Греческий архиепископ Арсений Елассонский, посетивший Москву в 1589 г. в свите константинопольского патриарха Иеремии, так писал о Золотой Царицыной палате: «Чистейшим золотом сияла вся сферообразная храмина, и по хитрому устроению художника звонко отзывались в ней тихие слова! Свод был облит золотом и украшен драгоценными изображениями. На нём видны были многие роскошные украшения — деревья, виноградные кисти, родосские ягоды, разного рода птицы. Стены украшены были драгоценною мусиею (стенопись) с изображением деяний святых и ликов Ангельских, Мучеников и Иерархов. Посреди свода палаты находился лев, который в пасти держал кольцом свитого змея, от которого вниз спускались многие художественно сделанные и богато украшенные подсвечники…»

Интересно, что «звонко отзывались тихие слова» — не просто поэтический вымысел архиепископа. При реставрации Царицыной палаты на своде были обнаружены поставленные тесно друг к другу полые керамические горшки, скреплённые кирпичной крошкой на извести, которые часто использовались древними мастерами в кладке стен храмов для усиления звука.

Точной даты создания Золотой Царицыной палаты нет, предположительно, конец XV века. Расположена она с восточной стороны Мастерских палат на подклете дворца конца XV- начала XVI века и предположительно явилась его частью, выполняя, вероятно, роль парадного помещения женской половины дворца. Не сохранились и имена её создателей, но по фрагментам древней белокаменной резьбы трёх оконных обрамлений и белокаменному резному антамблементу, расположенному на главном фасаде, можно предположить, что создателями Золотой палаты были мастера, знакомые с зодчеством итальянского Возрождения.

При бракосочетании Великого князя Василия III с Еленой Глинской в 1528 году Царицина палата была впервые упомянута под названием «Наугольная», а к 80-м годам XVI века палата перестраивается под парадный приёмный зал царицы Ирины Годуновой. Палата получает богатую отделку, стены и своды её расписываются фресками по золотому фону, и её впервые назвали Золотой Царицыной палатой, приёмной залой русских государынь. Это произошло при правлении царя Федора Иоановича (1557-1598 гг.), последнего из рода Рюриковичей, и его супруги Ирины Годуновой. В этой парадной зале государыни Руси принимали поздравления от царя и придворных по случаю различных светских и духовных праздников, устраивали приёмы иноземных царственных особ и высшего духовенства, проходили торжественные церемонии по случаю бракосочетания царей, а также поминки по усопшим царицам.

В 1589 году Ирина Годунова принимала здесь константинопольского патриарха Иеремию, русских и иностранных архиереев в честь новопоставленного московского патриарха Иова. Уже знакомый нам архиепископ Арсений так описывает этот приём: «Из Грановитойпалаты государь и гости пошли в покои царицы. В хоромах царицы все …, не исключая царя, поджидали приёма в передней палате. Их окружали множество дам и девиц, служивших при царице. Все они были одеты в белое, подобное снегу, платье и безо всякого украшения или убранства. Отворилась золотая дверь, и от имени царицы боярин пригласил патриархов войти со всем собором».

С западной стороны к Золотой палате примыкают сени, или Проходная палата, которая в начале XVII века стала именоваться Жилецкой, так как в ней находились дворцовая стража и слуги.

Золотая Царицина палата — уникальный единственный памятник, в котором сохранились древние росписи, изображающие святых царственных жён. На своде — четыре композиции, посвящённые истории становления христианства. Героиня одной композиции — святая Елена, мать императора Константина I Багрянородного, сделавшего христианство государственной религией.

Центральное место в росписи Золотой Царицыной палаты занимают сцены из жизни киевской княгини Ольги, расположенные на склоне свода восточной и частично южной стен. Такой полной иллюстрации жизни св. Ольги, как в Золотой палате, нет больше ни в одном дворце или храме. Восточная сторона — главная в парадных залах дворца. У восточной стены стоял трон государя в Грановитой палате и трон государыни в Золотой палате.

Северная стена посвящена житию святой царицы Динары, победившей персидского царя в XI веке. Культ её сложился в Грузии и проник на Русь на рубеже XV-XVI веков. Роспись в Золотой палате — единственный в мире живописный памятник на эту тему. На западной и частично южной стенах расписаны сюжеты из жизни праведной Феодоры (умерла в 867 г.), супруги константинопольского императора Феофила, известного иконоборца.

После разорения и пожаров Смутного времени Золотая Царицына палата пришла в запустение, всё было сожжено и разграблено, не было «ни полов, ни окончин, ни дверей». Царь Михаил Фёдорович Романов, первый из нового царского рода вступивший на престол в 1613 году, повелел к своему приезду «изготовить палату Золотую, что была царицы Ирины».

Согласно архивным материалам, в это время проводились в палате большие реставрационные и живописные работы, поэтому считается, что росписи в палате относятся именно к этому времени, а древние росписи не сохранились.

В том же XVII веке на своде Золотой палаты были построены две церкви — Спаса Нерукотворного и Распятия, в результате чего началась деформация стен палаты, и в 1683 году свод укрепили двумя крест-накрест расположенными подпружными арками — «перететивьями» — и дополнительными железными связями, что значительно испортило внутренний вид палаты.

Когда столицей России стал Петербург, в Кремле началось запустение, и Царицыну палату стали использовать даже как кладовую, хотя к коронации Павла 1 в 1796 году её немного подновили — переписали росписи палаты масляными красками. Затем небольшие реставрационные работы проводились в 1924 году, но полная реставрация была проведена в период с 1970 по 1978 годы, и Золотая Царицына палата опять засияла прежним великолепием.

В настоящее время Золотая Царицына палата в составе Большого Кремлёвского дворца является одним из помещений Резиденции Президента и для посещений закрыта.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top