За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989


От посещения выставки «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989», открытие которой состоялось в Москве 22 августа, осталось хорошее впечатление.
Петр Новицкий - создатель фонда польского современного искусства. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Нажмите на фото, что бы открыть галерею!
Петр Новицкий на открытии выставки. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Картина с выставки «За железным занавесом». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)На открытии выставки «За железным занавесом». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Картина с выставки «За железным занавесом». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Петр Новицкий на открытии выставки. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Картина с выставки «За железным занавесом». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)На открытии выставки «За железным занавесом». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Портрет Руслановой на выставке «За железным занавесом». Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)Старый и новый Китай. 1948. Янина Каупе-Свидерская. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Порадовал интерес, проявленный к тематике представленных картин. Возможно, на это повлияла поддержка официальных представителей посольства Польши, министерства культуры РФ и др.

Петр Новицкий – создатель Фонда польского современного искусства, представил свою коллекцию на выставке в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Цель выставки — показать разный подход и видение советских и польских художников, живших и творивших во время тоталитарных режимов второй половины прошлого столетия.

Здесь впервые представлены более 100 произведений таких художников, как Франсиско Инфанте, Эдуард Гороховский, Макс Бирштейн, Катажина Кобро и Владислав Стрежеминский, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский, Марианн Чапля и других.

Известный художник Борис Жутовский, чьи картины тоже представлены на выставке, считает, что Петр Новицкий собрал коллекцию, которую должен был бы собрать Современный музей искусства у нас в России. «Но вы там этого не найдёте, а то, что там есть, это какие-то крохи или фрагменты, лишенные времени или рассказа о времени. Коллекция Новицкого показывает нам то, что было у нас и что стало», – поясняет художник.

По мнению искусствоведа Андрея Владимировича Толстого, автора фундаментального исследования «Художники русской эмиграции», заместителя директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, запрет на независимое творческое высказывание (каким является произведение художника), существовавший во всех странах соц. лагеря, является общей чертой всех тоталитарных режимов.

Но в Советском Союзе он был жёстче, бескомпромисснее, чем в Польше, где существовали определённые официальные допущения так называемого «неофициального искусства». И хорошо, что на этой выставке их показывают вместе, в единой экспозиции. «К сожалению, мы мало знаем о нонконформизме или неофициальном советском искусстве, которое представляло собой своеобразное отражение в изобразительном искусстве духовной, психологической и общественной ситуации в Советском Союзе 1960-1980-х годов 20-го века. Об официальном искусстве знаем немного больше и хорошо, что их показывают вместе. Хорошо, что есть такие подвижники, как Петр Новицкий, который нашел интересный материал и под оригинальным углом представил свой оригинальный взгляд», – заметил А.Толстой, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

На этой выставке было очень многолюдно, и в этой обстановке я была очень благодарна Итте Рюминой, члену ассоциации искусствоведов и арт-критику, за её рассказ о том непростом времени, в котором творили и работали нонконформисты.

Судьбу не выбирают

Искусствовед рассказала о том, что в те годы существовали не только нонконформисты, создававшие протестные формы искусства, часть из которых представлена на этой выставке, но и художники, которые «безманифестно» и «безфанфарно» (как она пишет в книге о художнике Астафьеве) протестовали, не участвуя в официальном искусстве с его диктатом соцреализма и подчинённостью государственной идеологии, заставлявшей художников выражать «социальный оптимизм», несмотря на трагические реалии их времени.

Это было время, когда подвергались остракизму Ахматова, Зощенко, Шостакович. В 1949 году был арестован Николай Николаевич Пунин, известнейший искусствовед, проводник западного новейшего искусства в художественную российскую среду, муж Анны Ахматовой, а так же сын Анны Ахматовой Лев Гумилев. Н.Н.Пунин умер в лагере в 1953 году, об этом я писала в журнале «ДИ» в 2004 году.

В 1948 году после гибели руководителя театра ГОСЕТ Михоэлса, был закрыт уникальный Музей нового западного искусства в Москве, о чём рассказывает книга Нины Яворской, изданная Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в создании которой большую роль сыграл Андрей Толстой, заместитель директора по науке.

А в 1949 году в залах Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, вместо его ценнейшей коллекции, была размещена постоянная «Выставка подарков Сталину», а все музейные экспонаты были спрятаны в запасники. Итта Рюмина рассказала: «С приходом хрущевской «Оттепели», в конце 50-х годов, наиболее смелые и бескомпромиссные художники стали создавать протестные формы искусства в противовес социалистическому реализму, который требовал достоверности, реалистичности изображаемого, но главным было выражение идеологии через восхваление существующего строя, «советской системы».

В моей книге о художнике Л.Р. Астафьеве, которая недавно вышла из печати, я отметила, что были художники, которые не создавали протестных работ, таких, которые представлены на этой выставке. Они писали свои картины «в стол», не претендуя на участие в выставках. По тем временам это тоже был поступок. К таким художникам принадлежал Астафьев, потому что этим своеобразным «тихим диссидентством» они проложили дорогу свободному творчеству.

Художник выражает свое мировидение не вербально, не словами, а опосредованно, через свои произведения. Часто художник неосознанно отражает происходящее в своих работах. Так и в творчестве Астафьева появляются сумрачные пейзажи, казалось бы, противоречащие его молодости и радостным ожиданиям. Но напряжение, нараставшее в стране, в том числе и в художественной среде, рефлексивно отражалось в его картинах. Он складировал дома свои работы, почти никому их не показывал.

Очевидно страх, заложенный в те годы, был настолько глубок, что даже во время написания мною книги об Астафьеве его вдова возражала против отражения этих примет времени».

Итта Рюмина считает, что современные художники более раскованы в выражении своих позиций, в том числе и в форме протеста. Очевидно, сама социальная ситуация провоцирует художников на разные протестные формы, как это было в 1962 году на выставке в Манеже.

Разговор перед портретом Руслановой

У картины «Лидия Русланова» художника Николая Ерохина, написанной в 1978 году в стиле реалистического, «разрешённого» искусства, Итта Рюмина предположила, что эта картина отражает приметы того времени, поскольку замечательная певица, героически выступавшая с концертами на фронтах войны, была арестована в послевоенные годы. Она пострадала вместе с мужем, генералом Советской армии, добывшим в числе других нашу победу в этой страшной войне. Но, как пишут некоторые источники, он стал жертвой политических интриг и был репрессирован.

В заключении Л. Русланова вела себя очень независимо, отказывалась петь для начальства и пела только для заключённых. Она и её муж были освобождены после смерти Сталина. На картине Н.Ерохина певица изображена на сцене в зале, переполненном восторженными слушателями, – народом, которому она всегда служила своим искусством.

Представленная в Музее декоративного и прикладного искусства выставка нужна нам, как напоминание или предостережение. Здесь каждый найдет своё.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Часовня тишины. Дизайн как часть жизни
  • Путин и панки
  • Вода. Подготовиться к потрясениям
  • Экспертиза подтвердила опасность фильтров Петрика
  • Древнему городу Костроме — 860 лет


  • Top