Олча Донгак – хранительница музея-юрты в Кызыле: Наши предки жили до 100 лет

Автор: 05.10.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:12

Музей-юрта расположен неподалёку от Национального музея в Кызыле, он дополняет культурную сокровищницу своеобразной экспозицией, непосредственно погружающей посетителей в быт тувинцев.

Сундуки – показатель богатства хозяев. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Очаг - чугунный котел на треножнике. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Справа от входа - женская половина, с хозяйственной утварью. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Подвесная детская люлька. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Стена юрты, на женской половине. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Слева от входа – мужская половина. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Главная опора юрты с орнаментом свастики («касс»). Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Алтарь со статуэткой Будды. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Можжевельник, используется для окуривания. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент («бызанч»). Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Уздечка. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Ручная каменная мельница («дээрбе»). Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Ступа с пестом для толчения плиточного чая и каменной соли. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Мешочек из мошонки быка или архара. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Бочка («тоскар») для хранения молока и молочных продуктов. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Деревянный сосуд для жидкости.  Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Самогонный аппарат для приготовления тувинской водки («арага»). Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Кожаная фляга для араги. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)Приспособление для вылавливания приготовленного мяса. Предметы быта тувинцев. Фоторепортаж. Фото: Тугужеков Сергей/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— В чём состоит основное отличие юрты от других жилищ?

О.Д.: Юрта – это, прежде всего, типично кочевническое жилище. Поэтому она легко разбирается на части и перевозится, вновь собирается, максимум, за два часа, это зависит от величины юрты. Юрта и её внутреннее убранство изготовлены из лёгких материалов ручным способом в условиях домашнего производства, всё приспособлено к кочевому образу жизни. Коврики по традиции изготавливаются из белой овечьей шерсти, они украшаются стёгаными узорами. Вышивками украшены сундуки, передние стенки кроватей.

У тувинцев сундуки всегда парные — два, четыре, шесть, восемь….

— Сундуки стоят напротив входа в юрту, а кому они принадлежат?

О.Д.: Правые — хозяйке, детям, а левые — хозяину. Хозяин спит ближе к выходу, охраняя жилище, присматривая за скотом.

— Вы пригласили нас в юрту, сразу проведя на левую её половину. На другой половине юрты, если судить по разделяющему её очагу, видна детская кроватка. По всей видимости, мы оказались на мужской половине юрты, это так?

О.Д.: Да, правильно! Левая часть юрты от входа – мужская, сюда же проводят гостей. Ближе к двери отводится место для сложенных в рулоны войлока, вьючных мешков, одежды, лошадиной сбруи, верховых и вьючных сёдел, охотничьего инвентаря. Здесь же в холодное время года держат скот-молодняк. Правая часть юрты — женская, на этой половине находятся вещи хозяйки и детей. За очагом, прямо напротив входа, почётное место («тор»), где принимают гостей и сидит глава семьи. Это разделение сохраняется и сейчас.

Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом.

— В центре юрты горит огонь. А как же дым?

О.Д.: Мой отец говорил, что сжигали белую траву. Что значит белую траву? Снимали кожуру, чтобы дыма не было, тогда нет копоти, дым белый. Позже тувинцы стали использовать железные печи с длинной трубой.

— Насколько характерна для тувинцев свастика, изображённая прямо на центральной стойке, поддерживающей купол?

О.Д.: В народе свастика, по-тувински «касс», весьма распространена. Она считается очень красивым знаком, приносящим удачу, буддистским символом, поэтому священным.

— Напротив входа, на сундуке, статуэтка Будды?

О.Д.: Да, напротив входа, который ориентирован на Восток, вдоль Западной стороны юрты на самом почётном месте находится небольшая статуя Будды. Статуэтки присутствовали не в каждой юрте, скорее, могли встречаться изображения тех, кто сильно почитается в семье. Алтари всегда наполнялись чистой питьевой водой, или священной водой, чтобы в доме было счастье и богатство.

— Почему Вы сказали, что статуэтка Будды встречалась не очень часто?

О.Д.: Зависит от веры. Конечно, если семья усердно следует буддизму, жертвоприношения совершает, каждый день меняет воду… Ещё зависит от состоятельности семьи. Такие статуэтки не так просто было приобрести.

— Расскажите, пожалуйста, про какой-нибудь обряд.

О.Д.: Для того, чтобы не было разгула стихии, чтобы голод, холод, всё плохое миновало, чтобы урожай богатый был, чтобы дети не болели, скот размножался и тому подобное, берётся ритуальная ложка – девятиглазка. В ней имеется девять углублений. Ею из чаши разбрызгивают молоко за пределами юрты и приговаривают про себя нужную просьбу, обращаясь к Матери-Земле и Отцу-Небу.

— Такой обряд больше связан не с буддизмом, а с шаманизмом? Зачем были нужны народу шаманы?

О.Д.: Изначально для Тывы было характерно именно язычество, то есть шаманизм. Соответствующие обряды обеспечивают связь с духами предков, их помощь, связь с природными духами, можно сказать, с природой. Шаманский обряд призван защитить от болезни, сглаза, порчи, злых языков, очистить жилище. Бывает, что скот не удачно зимовал, не размножался. В этих целях шаманы тоже совершают обряды.

Буддизм проник в Тыву позже и слился с шаманскими обрядами, во всяком случае, во многих семьях. Это весьма распространённое явление, когда вам не сразу смогут сказать, где заканчивается буддизм и начинается шаманизм, и наоборот. Вот, например, можжевельник, им обкуривают местность. Это вполне доступное растение пахнет очень приятно. Так вот, оно применяется как при чтении буддистских молитв, так и при совершении шаманских обрядов, дым можжевельника широко используется в народе. Я, например, если увижу дурной сон, то троекратно совершаю определённые отгоняющие злых духов движения с дымящим можжевельником в руке. Это делает и молодёжь. Могут и перед экзаменом себя «почистить», и какое-то осквернённое место таким образом обработать.

— То есть разные традиции уживаются абсолютно мирно?

О.Д.: Если не брать в расчёт период сталинских репрессий, у нас всегда было свободное вероисповедание. Кто-то ходит к шаманам, кто-то к ламам. Есть, конечно, в Тыве и православные, православная церковь построена в Кызыле. Многие городские жители её посещают. Три религии у нас существуют мирно, свободно.

— А почему у Вас в юрте нет шаманского бубна, одежды шамана?

О.Д.: Вещи, представленные в юрте, призваны отразить наиболее характерные предметы быта. Только в семье шамана есть шаманские атрибуты, только в юрте шамана шаманские одеяния, бубны, колотушки. А у простых людей шаманских вещей не должно быть.

Здесь присутствуют некоторые предметы, характерные в своё время для состоятельных семей. Например, шахматы, очень красивые, резные. Шахматы пришли в Тыву из Монголии и Китая. Правила игры такие же, как и во всём мире.

Ещё есть четырёхструнный смычковый инструмент, бызанч называется. Струны у него из конского волоса из конского хвоста. Когда профессиональные музыканты играют, звучит как скрипка. А вот уздечка на голову коня. Уздечка, конечно, была во всех семьях, но в состоятельных она отличалась красивыми узорами, изображающими, например, цветы, свастические орнаменты. Она мелодично звенела.

— Многие предметы в юрте предназначены для приготовления и употребления пищи?

О.Д.: Котёл носит универсальный характер. В нём готовят мясо и обжаривают ячмень, при этом его непрерывно помешивают специальной палочкой так, чтобы полопалась шелуха. Из ячменя делается национальное блюдо – далган. Предварительно ячмень толкут в большой деревянной ступе (согааш), провеивают, затем поджаривают в чугунном котле (без масла) и снова толкут. Потом снова провеивают, полностью удаляя шелуху, и только затем мелют ручной каменной мельницей (дээрбе). Это пища кочевника, которую берут на охоту, в длительную дорогу, поездку. Далган (талган) мало весит, очень сытный и обладает лечебными свойствами – хорош для кишечника, против сахарного диабета, задерживает старение. Это экологически чистая еда, очень вкусная.

Имеется приспособление для толчения плиточного чая и каменной соли. Недалеко есть горное местечко Туста, связанное с добычей каменной соли, «тус» – соль по-тувински. Она хранилась в мешочках, сделанных из мошонки быка, рогатого архара или иных представителей крупного скота. В Тыве разводили все виды домашних животных – овец, коз, коров, верблюдов, яков, оленей. Но ценнейшим животным считалась и считается лошадь.

— А почему оленей не видно вокруг Кызыла? Или это только в настоящее время?

О.Д.: Мы находимся на Западе, а оленей разводят на Востоке Тыве, на границе с Бурятией. Центральные тувинцы не знают оленей. Зато для оленеводов не характерно использование юрты в традиционном исполнении. У них конусообразные жилища. И диалект у них особенный. Некоторые предметы они называют по-своему.

— Давайте вернёмся к тому, что употреблялось в пищу. Это, конечно, мясная продукция, а что ещё?

О.Д.: Обычная тувинская семья имела от пяти до пятнадцати коров. Из молока делали сыр, творог, сметану. Если молоко оставалось, то использовался своеобразный самогонный аппарат, который также представлен в коллекции музея-юрты. Заквашивали молоко в деревянных бочках, называемых «тоскар». Пары нагреваемого бродившего молока конденсировались, получалась национальная водка – арага. Арага сохранялась в кожаных фляжках, изготавливаемых из шкуры крупного рогатого скота. Часто такая фляжка имеет тисненый орнамент с национальным колоритом. В такой фляжке арага могла сохраняться в течение года.

— А как мылись?

О.Д.: Юрту ставили возле речки, где и мылись летом. А зимой использовали своеобразную кожаную ванну, похожую на лодку. Она могла быть и из дерева.

— Для Тывы характерны большие семьи?

О.Д.: Да, раньше семьи были большие. На женской половине юрты представлена детская люлька. Она так крепится на верёвках, чтобы можно было качать ребёнка и кормить его грудью. Дел всем хватало, и детям тоже – собирать щепки, присматривать за скотиной, принести воды. Такие заботы имели хорошее воспитательное воздействие. Была культура, позволяющая растить здоровое потомство, жить долго, быть добропорядочными. Арагу запрещалось пить до 30 лет. Пьяных не было. Предки жили до 100 лет, были очень трудолюбивы, носили натуральные шерстяные вещи, употребляли каменную соль, о которой уже говорилось. Обратите внимание, у пожилых женщин и стариков и сейчас белые зубы, благодаря употреблению в пищу каменной соли и полосканию рта. Вообще, каменная соль – это лекарство. От соли во многом зависит здоровье человека. Добывают её в некоторых горах, прямо из-под слоя травы.

— Да, интересные традиции, замечательный и поучительный народный опыт. Спасибо Вам!

_______________________________________________________________________

Фирменный онлайн магазин мебельной фабрики «Гандылян» предлагает детские кроватки и комоды из тёплого и прочного бука, который произрастает на юге России. Большой опыт работы и новейшее итальянское и немецкое оборудование позволяют достичь высокого качества и прочности. В ассортименте компании есть детские кроватки на колёсах, есть с универсальным маятником и прочие классические варианты разных расцветок. «Гандылян» — российская компания, производство которой находится в Ставрополе, а представительства её расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, поэтому и цены на продукцию не такие высокие, как на импортные изделия аналогичного качества.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА