Почитай сынку на ночь

Автор: 16.10.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:13
Галина Юдина и Мария Багге. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Галина Юдина и Мария Багге. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
«Лермонтов написал книгу «Война и мир», в которой говорит о блокаде Ленинграда», — пишет юноша, поступающий в театральный (!) вуз. Он из тех 4% выпускников школ, кто выбрал для ЕГЭ экзамен по литературе!

Педагоги, писатели, издатели, библиотекари, собравшиеся на круглый стол «Привычка к чтенью не дана» делились экспертным мнением о причинах отсутствия привычки к чтению у многих сегодняшних детей, вспоминая, с долей ностальгического сожаления, не столь далёкое время, когда «была очередь за книгой».

Дети и книга

Довелось нам жить в мире дуализма: день — ночь, белое — чёрное. Писатель — читатель. Читатель — нечитатель. Однако на вопрос: читать или не читать, едва ли кто-то ответит отрицательно. Не покажется ли парадоксальным, в таком случае, что социологи ВЦИОМ пришли к выводу: более 35% наших соотечественников вообще не берут в руки книгу, а библиотеки посещают лишь 9% россиян.

Эксперты отмечают, что кризис чтения охватил все крупные страны, что связывается с переориентацией человека-потребителя на сугубо материальные интересы. Во Франции, Германии, США в последние десятилетия этой проблеме уделяется государственное внимание: создаются Фонды чтения, которые получают гос.дотации. Везде специалисты указывают на зависимость процесса чтения нацией от системы образования и поддержки государства, с одной стороны, и от роль семьи в приучении ребёнка к чтению, с другой.

Петербургское информагентство «Росбалт», среди других актуальных проектов, проводит исследование по теме «Школьные хроники XXI века», изучая с помощью экспертов проблемы школы, пытаясь выяснить, «что мешает сегодняшнему школьнику стать гармоничной личностью и активным участником общественного процесса?»

Формированию личности, очевидно, помогает изучение (чтение) художественной литературы, собравшей весь мировой опыт «обучения жизни». Однако данные говорят о неуклонном снижении интереса к чтению: экзамен по литературе нынче выбирают только 4% выпускников школ, а сам экзамен показывает, что читает из них только половина ребят.

«Победила госпожа Простакова», — печально замечает Мария Багге, специалист по русской словесности Академии постдипломного педагогического образования. Подчёркивая ценность освоения богатств литературы именно в школе, она говорит, что люди читают ради интереса, забавы. «В итоге школьники не достигают уровня, когда возникает какая-то мысль, размышление». СМИ пропагандируют маскультуру, а «школа учит читать правильно, ради просвещения».

Её коллега Галина Юдина, заслуженный учитель РФ, говорит насколько важно научить ребёнка читать не формально, следить не только за содержанием, а понимать текст: «Сегодня учителя-словесники не успевают научить важнейшему: культуре понимания текста». Она усматривает причину этого в том, что в результате реформы школы вынуждены формировать классы из детей разного уровня развития, с разным владением русским языком, без привитого в семье интереса к знаниям. Это заставляет учителя проводить уроки, ориентируясь на наиболее слабых детей. «В хорошие школы должен быть отбор для формирования элиты общества, которая сможет давать тонус развитию общества», — считает заслуженный педагог с 35-летним стажем. «Учителя со своей стороны делают всё, чтобы привить детям любовь к чтению. Но с каждым годом ситуация ухудшается. Эта миссия будет выполнима, когда будет внятная политика в государстве, а не такой вот калейдоскоп из законов… и заявления о том, что только два часа русского языка в неделю будет бесплатны, а литературу вообще уберут», — говорит Г. Юдина.

Участники встречи напомнили, что серьёзным препятствием для пополнения домашних библиотек являются цены на детскую литературу. Руководитель издательства «Детгиз» Алла Насонова считает несправедливостью большие налоги на издания для детей и 100-процентные наценки на книги в магазинах.

Эксперты дружно утверждают, что гораздо эффективнее всех государственных мер — родительская любовь. Г. Юдина, подчёркивая моральную сторону вопроса формирования личности через чтение, говорит о значении семейного чтения. Сегодняшние родители — «это второе недолюбленное поколение», которым родители не читали на ночь сказки. Детская писательница Анна Игнатова также считает, что «всё дело во взрослых. Дети растут на примерах, смотрят, заходим ли мы в книжные магазины». Её сыну 16 лет, но ему ещё читают на ночь, и это даёт повод поговорить, обсудить и «подправить» мнение ребёнка в случае необходимости. Учителя говорят: «Совместное чтение — прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым». А данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют — дошкольникам регулярно читают книги только 10% родителей, а школьникам — только 0,2% пап и мам.

Приведи ребёнка в библиотеку

Возможно, ситуацию исправят библиотеки? Нина Мазняк, зам. директора Центральной детской библиотеки Петербурга, рассказывает, что сегодня библиотеки обновились, обеспечены книгами, современной техникой и привлекают читателей как центры досуга. Молодые специалисты подготовили реальные программы, которые помогают пробудить и удержать интерес детей к чтению. «Однако надо, чтобы родители привели ребёнка в библиотеку, — а поток новых читателей уменьшился», — сетует библиотекарь.

Директор Центральной публичной библиотеки Петербурга Зоя Чалова в недавнем интервью заострила проблему: «Отсутствие привычки к чтению, без преувеличения, ведёт к вырождению нации». Насколько обосновано столь строгое замечание? Эксперты утверждают: «…чтение не только способствует формированию нейронных связей в головном мозге ребёнка, но и направлено на передачу культурного кода нации и сохранение языка».

Интернет приводит очень простые международные советы, как сделать ребёнка читающим: ежедневное чтение вслух, обсуждение прочитанного, книги повсюду (дома, в сумке, на прогулке), собственный пример, праздник похода в библиотеку и книжный магазин, совместное «гуляние» по интернет-пространству.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА