Что пошло не так в американской политике в Китае

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Двадцать лет назад Соединённые Штаты победили в холодной войне, Советский Союз распался. Теперь в отношениях с Китайской народной республикой (которая когда-то смотрела на Советы как на «большого брата», и чья экономическая и военная мощь по-прежнему отстаёт от Соединённых Штатов) США часто любезничают, вместо того чтобы оказывать давление на Китай. Фактом стало то, что США всё терпимей относятся к отсутствию демократии и нарушению прав человека в Китае, в то время как КНР проявляет всё большую напористость на международной арене.
Китайский премьер-министр Чжоу Эньлай приветствует президента США Ричарда Никсона во время его официального визита в Пекин, Китай, 21 февраля 1972 года. Ричард Никсон пытался разыграть карту Китая, чтобы получить преимущество в соревновании с Советским Союзом. Фото: AFP/Getty Images
Китайский премьер-министр Чжоу Эньлай приветствует президента США Ричарда Никсона во время его официального визита в Пекин, Китай, 21 февраля 1972 года. Ричард Никсон пытался разыграть карту Китая, чтобы получить преимущество в соревновании с Советским Союзом. Фото: AFP/Getty Images

С самого начала, администрации Никсона и Картера искали в Пекине союзника в борьбе против Советов. После 1991 года изменения стратегической ситуации потребовало новых оправданий для отношений с КНР.

За последние 20 лет самым популярным в политике США в отношениях Китаем было слово «обязательство». Контакты и обмены Соединённые Штаты надеялись постепенно превратить в свободу и демократию в Китае, где будет верховенствовать закон.

В период «холодной войны» проявление жёсткой силы доказало свою эффективность в снижении мощи гигантской империи. В случае с КНР США надеялось превратить Китай в демократическую страну путём отношений, которые кажутся предпочтительнее гонки вооружений, и теоретически это возможно. Если бы обязательства сработали, это было бы лучшим проявлением мудрости политиков.

Однако прошло двадцать лет, а Китай под правлением коммунистической партии не сдвинулся ни на шаг в политическом прогрессе. История доказала, что политика не сработала.

Чтобы быть справедливым, дело не в политике, а, скорее, в добросовестной реализации политики. Основная проблема в том, что Соединённые Штаты были больше заинтересованы в экономической выгоде от торговли с Китаем, чем в трансформации репрессивного режима. На практике всё пошло не так.

Во-первых, это неограниченный доступ Китая к рынку США. После Второй мировой войны Соединённые Штаты были сверхдержавой №1 в экономическом и в военном отношении. Внутренний рынок был наиболее зрелым и эффективным в мире с гигантской покупательной способностью. Послевоенная мировая экономическая история показала, что если рынок США открывает свои двери для страны, эта страна станет богатой. Это было верно в случае с планом Маршалла, который возродил Европу, и это также создало азиатский бум в случаях с такими странами, как Япония, Корея и Тайвань.

Когда в 1979 году были подписаны дипломатические отношения, Соединённые Штаты предоставили КНР режим наибольшего благоприятствования (РНБ), и этот торговый статус должен продлеваться каждый год. Ежегодное рассмотрение продления РНБ дало Соединённым Штатам преимущество. Они могли бы условия доступа на рынок США связать с положением прав человека в Китае.

Пекин не мог бы позволить себе потерять РНБ. С 1978 года экономический рост был единственным источником легитимности правящей коммунистической партии, и её экспортно-ориентированной экономической модели, сделавшей американский рынок важнейшим для экономики Китая.

Ситуация изменилась в 2000 году, когда администрация Клинтона протолкнула закон, определяющий постоянные нормальные торговые отношения (PNTR) с Китаем. После этого рынок США широко открыл двери Китаю без какого-либо материального ограничения. Китайский режим освободился от ежегодной оценки, когда его выживание могло оказаться под угрозой из-за жестокого обращения с собственным народом.

Со многими авторитарными режимами Соединённые Штаты вели политику «кнута и пряника», но по отношению к Китаю они оставили только сладкое. В настоящее время многие американские чиновники беспомощны, несмотря на явные правонарушения Китая. Они часто вздыхают и говорят: «Мы не имеем никаких рычагов».

За принятием законопроекта стояли американские корпорации, которые с тоской смотрели на дешёвую рабочую силу в Китае и смогли убедить политиков открыть путь для инвестиций американских компаний в Китай.

В результате правительство США сознательно предало свои принципы в обмен на экономические выгоды. Оно сделало это в то время, когда права человека в Китае катастрофически ухудшились. Ещё за год до получения PNTR коммунистический режим начал общенациональную кампанию по искоренению духовной практики Фалуньгун. Эта кампания стала образцом подавления всех видов инакомыслия в Китае.

Ворота распахнулись, и их уже нельзя было захлопнуть. Лавинообразные экономические выгоды стали эффективным оружием Пекина, получившего рычаги влияния на американские корпорации, которые, в свою очередь, влияли на правительство США в пользу КНР.

Во-вторых, было ошибкой, не обращать внимания на конкуренцию в «мягкой силе». Многие американцы были склонны принять в отношении КНР подход «холодной войны», направленный на сдерживание развития экономической и военной мощи Китая.

Однако этот подход игнорирует другой источник власти: умение китайского режима побеждать отечественное и международное общественное мнение через обман и пропаганду. Он спокойно создаёт «мягкую силу», которая вместе с «жёсткой силой», может быть использована для подчинения противника.

Пекин убеждает китайский народ, что Соединённые Штаты являются угрозой № 1 для Китая, и в то же время работает над программами, которые атакуют западные демократические ценности.

Режим держит железной хваткой Интернет и другие каналы связи. Соединённым Штатам и другим иностранным СМИ чрезвычайно трудно донести до китайцев информацию без цензуры. Цель ясна: не допустить либеральных идей, подрывающих власть коммунистической идеологии и пропаганды.

Между тем, Пекин пошёл в наступление. Каждый год режим приглашает американских федеральных, государственных и местных чиновников на туры вежливости в КНР.

В Соединённых Штатах почти каждая американская семья может смотреть на английском языке государственное Центральное телевидение Китая через спутник, кабель или эфирное вещание. Правительственный рупор China Daily циркулирует в Соединённых Штатах в большом объёме.

Десятки Институтов Конфуция разместились на кампусах Университетов США, и молодые американцы изучают китайский язык с учителями и учебниками, направленными из Пекина.

Китайский режим также экспортирует большое количество культурных программ и проектов, содействующих пропаганде коммунистической культуры.

Китайцы в Америке подвергаются воздействию китайскоязычных средств массовой информации, которые либо куплены, либо под контролем Пекина. На протяжении десятилетий китайские чиновники посольств и консульств занимались с местными китайско-американскими сообществами, приглашая их принять участие в конференциях или поездках на родину.

Эти многолетние усилия приносят эффект. Внутри Соединённых Штатов коммунистическая партия Китая (КПК) создала постоянно растущий альянс, который уже начал продвигать идеи из Пекина.

Теория, потакающая диктатуре КНР, так называемый «пекинский консенсус», нашла свой путь в публичные дискуссии. Среди журналистов США появилось мнение о высокой эффективности китайской коммунистической системы.

Всякий раз, когда происходит инцидент между Соединёнными Штатами и Китаем, многие китайские американцы поддерживают Пекин. Ещё хуже то, что китайский режим смог оказать давление на демократических активистов и оппозиционные группы на территории США.

Оборона США против такого вторжения была незначительной. В демократическом и открытом обществе для средств массовой информации и культурной экспансии Пекина двери были широко открыты. Некоторые даже не знали, что такое проникновение происходит.

Кроме того, крупные корпорации США, которые хлынули в Китай ради получения прибыли, в настоящее время понесли убыток, не имея опыта работы в условиях режима.

Недостаток «мягкой силы» затрудняет для США демонстрацию «жёсткой силы».

Пойманные в ловушку посткризисной экономической вялостью, Соединённые Штаты по-прежнему остаются первыми в мире по экономической и военной мощи. Однако в последние годы они действуют всё меньше и меньше, как верховный мировой лидер в международном сообществе. Многогранность стала правилом. Китай в союзе с другими странами может легко помешать усилиям в вопросах прав человека.

Проблема в том, что китайская сторона всё более энергично продвигает свою версию «мирной эволюции», которая не включает в себя права человека и демократию. Если тенденция сохранится, то баланс сил, конечно, изменится.

В-третьих, нельзя научить бандитский режим играть по правилам. На Западе люди играют по правилам, придерживаясь основных моральных принципов и справедливой игры. Когда имеешь дело с бандитским государством, таким как Китай, игра идёт совершенно по-другому.

Прохвосты не выполняют свои обещания. Перед Олимпийскими играми 2008 года КНР в 2001 году сделала несколько обещаний Международному олимпийскому комитету (МОК), в отношении улучшений прав человека.

Когда пришёл 2008 год, Amnesty International отметила, что в преддверии Олимпиады китайские власти заперли, поместили под домашний арест и насильно устранили лиц, угрожающих, по их мнению, образу «стабильности и гармонии», который они хотят представить миру.

Игры прошли. Сотни мировых лидеров, собравшись в Пекине, дали режиму большой прирост рейтинга. КНР чётко понимала, что если она не пообещает улучшения прав человека, МОК, вероятно, не примет решение в пользу Пекина. Однако как только решение будет принято, выполнять обещание будет необязательно.

Когда КНР вступала во Всемирную торговую организацию (ВТО), она дала много обещаний. Однако как только Китай стал полноправным членом ВТО, обещания были забыты. До сегодняшнего дня правительства и корпорации не в состоянии заставить КНР выполнить свои обязательства.

Лицемеры — они и есть лицемеры. Если вы хорошо отнесётесь к ним, они не ответят взаимностью и даже будут всё более агрессивными. В 2009 году президент Обама во время визита в Китай решил не критиковать его за плохое положение с правами человека, в обмен на сотрудничество Пекина по таким вопросам, как глобальная энергетика и изменение климата.

Очевидно, что Пекин опять дал пустые обещания и не понял намёка. Позже, в конце года, в Копенгагене прошла конференция ООН по изменению климата, где собрались главы государств из двух десятков стран, в том числе президент США Обама, премьер-министр Великобритании Гордон Браун и другие. Однако премьер-министр Китая Вэнь Цзябао послал на конференцию чиновника второго уровня из Министерства иностранных дел, который сидел напротив Обамы.

Британская газета «Гардиан» описала сцену: «Дипломатическое оскорбление было очевидным и жестоким. Несколько раз во время заседания главы самых сильных в мире государств были вынуждены ждать, пока китайский делегат сделает телефонные звонки своему начальству».

Лицемеры также используют обманчивые уловки, чтобы получить преимущество. Например, после бойни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Китай стал одиноким волком в международном сообществе. Подвергаясь критике и экономическим санкциям всего мира, он придумал идею и заключил сделку со многими западными правительствами о том, чтобы вести диалог по правам человека за закрытыми дверями.

КНР согласилась, что критика нарушения прав человека необходима, но пожалуйста, делайте это тихо. Многие правительства, таким образом, попали в ловушку. В результате переговоров были сделаны красивые обещания, международные критики поутихли, а КНР продолжает вести дела как обычно.

Всякий раз, когда на КНР оказывают давление из-за прав человека, или перед посещением Китая президентом США, Китай обычно выпускает политзаключённого, чтобы показать «улучшение», а американские чиновники принимают этот жест как дипломатический успех. После освобождения одного заключённого Китай может немедленно арестовать ещё сотни, пока центр внимания средств массовой информации сфокусировался в другом месте.

В-четвёртых, надо было взаимодействовать с китайским народом, а не правительством. США последовательно работают с китайскими официальными лицами и чиновниками коммунистической партии, а не с китайским народом.

Взаимодействие с должностными лицами не ошибка, когда имеешь дело с демократически избранным правительством, где нет огромного конфликта между народом и правительством. Но в случае с Китаем ситуация иная. Режим, контролируемый партией, не является законным и не представляет народ.

Ни один из президентов США никогда лично не встречался с политическими диссидентами или угнетёнными группами, во время своих визитов в Китай. В последние десятилетия многие средства Государственного департамента по продвижению демократии направлялись через китайское правительство.

Между правительствами обеих стран работает широкий спектр механизмов: контактов, обменов, встреч на высшем уровне и так далее.

Тем не менее, между правительством США и китайским народом, особенно теми, кто подавляется режимом КНР, почти нулевой уровень общения.

Чтобы подружиться с китайским народом, Соединённые Штаты могут воспользоваться двумя способами:

1. Союз с китайским народом даст Соединённым Штатам самое мощное оружие для сдерживания КНР. Китайский коммунистический режим больше всего боится двух вещей на земле: американское правительство и китайский народ.

Главная причина, почему Пекин сделал экономическое развитие главным в своей национальной политике, является использование экономического роста, чтобы оправдать своё правление перед 1,3 миллиардом человек. В то время как Пекин продолжает подавлять китайский народ, он пытается завоевать его преданность, раздавая денежные и материальные блага.

В самом деле, большинство китайцев не принадлежат к правящему классу и подвергаются различным формам преследования со стороны коммунистической партии. Если правительство США сможет помочь им искренне и твёрдо отстаивать свою свободу, права и убеждения, Соединённые Штаты могут заручиться их поддержкой.

Однако если Соединённые Штаты не в состоянии оказать свою поддержку людям, а вместо этого разводят шашни с теми, кто их преследует, то китайский народ не будет поддерживать американцев.

2. Какая бы ни развивалась политическая ситуация в Китае, будущее Китая принадлежит 1,3 миллиарду человек. Взаимодействие с ними — это взаимодействие с будущим Китая. Это обеспечит США долгосрочные стратегические интересы в Азии.

Арабская весна преподнесла новые уроки. США вели подобную политику сотрудничества с Египтом, рассматривая диктаторский режим, как союзника США на Ближнем Востоке.

В марте 2009 года, когда государственный секретарь США Хиллари Клинтон посетила Египет, представители СМИ задали ей вопрос о том, будут ли США говорить о нарушениях прав человека египетским правительством во время визита Мубарака в Белый Дом. Она ответила: «Это никак не связано… Я действительно считаю президента и госпожу Мубарак друзьями моей семьи. Так что я надеюсь часто встречаться с ним здесь, в Египте, и в Соединённых Штатах».

В начале 2011 года народ Египта вышел на улицы, чтобы свергнуть режим Мубарака, поставив США в неловкое положение. Когда Мубарак ушёл в отставку, основные политические группы в стране охватили антиамериканские настроения.

В-пятых, свобода и права человека стали простыми украшениями для американской политики в Китае. Правительство США явно установила правам и свободам человека гораздо более низкий приоритет по сравнению с торговлей и экономикой при ведении дел с Китаем.

Полугодовой американо-китайский стратегический и экономический диалог, на котором присутствовали тяжеловесы политики, явно перевешивает двухгодичный американо-китайский диалог по правам человека, который вёл лишь помощник госсекретаря Государственного департамента.

В феврале 2009 года, когда Хиллари Клинтон посетила Азию, она сказала, что давление США по вопросам прав человека «не должно мешать» диалогу по другим важным темам.

До Олимпийских игр в Пекине 2008 года под давлением Конгресса и СМИ президент Буш встретился в Белом Доме с американскими демократическими активистами, но этот шаг не мог сравниться с его личной поездкой в Пекин для участия в церемонии открытия Игр.

Действия США чётко дали понять, что Соединённые Штаты не придают большого значения правам человека в Китае, которое может быть истолковано Пекином, как молчаливое согласие с преступлениями коммунистического режима.

Очевидно, что Пекин понимает последствия действий США и становится более агрессивным. Ежегодно, начиная с 1999 года, на следующий день после объявления Государственным департаментом США о выходе своего ежегодного доклада о правах человека, Пекин издаёт свой доклад с критикой США по вопросам прав человека, заставляя Соединённые Штаты находиться в обороне.

Ли Дин является старшим научным сотрудником Chinascope (Вашингтон, округ Колумбия), исследовательской группы, которая анализирует китайскоязычные СМИ.

Примечание редакции:
Когда бывший начальник полиции Чунцина Ван Лицзюнь, опасаясь за свою жизнь, сбежал в американское консульство в Чэнду 6 февраля, он привёл в движение внутрипартийную борьбу, которая не прекращается до сих пор. Закулисные сражения вызваны разным отношением чиновников к преследованию Фалуньгун.

«Фракция окровавленных рук», которую создал и поддерживал бывший глава КПК Цзян Цзэминь, делает всё, чтобы продолжать репрессии, стремясь таким образом избежать ответственности за свои преступления. В то же время многие чиновники не хотят больше принимать участие в преследовании. Происходящие события ставят чиновников и народ Китая, а также и людей во всём мире перед выбором: поддержать или выступить против преследования Фалуньгун. История запомнит выбор каждого человека.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА