Авиаперевозки грузов и их влияние на экологию


Несмотря на то, что авиаперевозки грузов составляют лишь 1% от объёма мирового грузооборота, данный вид транспортировки становится популярным среди отправителей. Однако с повышением внимания к проблеме глобального потепления растёт и беспокойство по поводу вредных выбросов в атмосферу, производимых воздушными судами.
Авиаперевозки грузов и их влияние на экологию. Фото: ALEXANDER KLEIN/AFP/GettyImages Авиаперевозки грузов и их влияние на экологию. Фото: ALEXANDER KLEIN/AFP/GettyImages

Авиационные перевозки оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду тремя основными способами. Выбросы при взлётах и приземлениях способствуют как загрязнению воздуха, так и глобальному потеплению.

Шум, загрязнение окружающей среды, перегруженность воздушного пространства — это основные проблемы аэропортов. Однако напрямую связать эти проблемы с грузовыми авиаперевозками сложно. Примерно 2/3 авиагрузов перевозятся пассажирскими самолётами. В свою очередь, оставшаяся треть транспортируется грузовыми самолётами, в данном случае отследить размер ущерба экологии проще, так как зависимость прямая.

В случае с перевозкой грузов пассажирскими рейсами оценить показатели загрязнения воздуха и уровня шума значительно сложнее, поскольку непонятно, какие из них относить к грузовым перевозкам, а какие — к пассажирским. В современном мире международные авиаперевозки являются неотъемлемой частью жизни человека, и отказаться от них невозможно, однако постараться снизить приносимый ими ущерб экологии также необходимо.

Загрязнение воздуха на малых высотах

Выбросы воздушных судов на малых высотах включают оксиды азота, моноксид углерода и углеводороды. Эти соединения смешиваются с чистым воздухом и превращаются в смог. Безусловно, по сравнению с выбросами, производимыми автомобильным транспортом, ущерб для экосистемы на данном этапе не очень значителен, однако нужно принимать во внимание тот факт, что воздушные перевозки — наиболее динамично развивающийся вид транспортировки, и со временем его отрицательное влияние на природу будет становиться всё более и более заметным.

Загрязнение воздуха на малых высотах происходит во время взлёта и приземления воздушных судов. Этот цикл включает снижение самолёта с высоты 915 метров к взлётной полосе, приземление, послепосадочный пробег, выруливание, вплоть до остановки самолета и отключения всех систем. При взлете — запуск двигателей, включение и проверка всех систем, выруливание, взлёт и набор высоты до 915 метров.

Положительным примером борьбы за сохранение экологии могут служить Соединённые Штаты Америки. Авиаперевозки из США строго регламентированы не только в плане безопасности пассажиров, но и в смысле охраны окружающей среды. Воздушные суда, не отвечающие довольно высоким экологическим нормам, просто не допускаются к полётам.

Глобальное загрязнение атмосферы

Выбросы во время высотных полётов являются значимым источником газов, вызывающих парниковый эффект, хотя их объём и воздействие на атмосферу всё еще предстоит детально изучить. Мировая авиация ответственна более чем за 2% выбросов СО2. Высота, на которой происходит выброс СО2 (т.е., во время приземления и взлёта), не имеет никакого отношения к её воздействию на окружающую среду. Окислы азота, напротив, достаточно быстро взаимодействуют с другими химическими соединениями в атмосфере, поэтому их воздействие напрямую зависит от характера тех соединений, которые присутствуют на высоте выброса.

В верхней тропосфере (на высоте до 10 км), т.е. там, где проходит большая часть авиаперевозки, окислы азота могут взаимодействовать с другими газами и формировать озон, который на данных высотах является мощным катализатором парникового эффекта.

Хотя авиационные перевозки в ответе всего лишь за 2% выбросов окислов азота, тот факт, что это загрязнение происходит в верхней тропосфере, может значительно повысить объём их негативного воздействия на образование озона. Водяной пар, выбрасываемый в верхней тропосфере, может превращаться в кристаллы льда, которые, в свою очередь, могут усилить образование перистых облаков. Перистые облака удерживают тепло, действуя во многом также как парниковые газы.

В стратосфере (на высоте от 17 до 30-40 км), куда может попадать порядка 20% продуктов сгорания топлива воздушных судов, воздействие окислов азота может быть как отрицательным, так и положительным. Это зависит от конкретной высоты, широты и сезона.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Кофейни и рестораны в районе метро «Павелецкая»
  • В Москве ограбили инкассаторов, взяв несколько миллионов рублей
  • Канатная дорога становится частью современного городского транспорта
  • В Подмосковье мужчина облил ребенка спиртом и поджёг
  • В Кемерово более 400 студентов устроили флэшмоб, посвящённый йети


  • Top