Чары Финляндии. Николай Рерих и Аксели Галлен-Каллела


А. Галлен-Каллел «Максим Горький». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)А. Галлен-Каллел «Максим Горький». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Уютные залы особняка, выходящего окнами на широкую Неву, со старинными керамическими каминами, резными дверями и тёмными деревянными потолками. Вчера, 23 ноября, этот богатый творческими поисками Институт-музей семьи Рерихов в Петербурге при стечении немалого числа поклонников творчества уникальной семьи духовных искателей открыл выставку «Чары Финляндии. Н.К. Рерих и деятели финской культуры».

Выставка, начало которой было положено коллективной поездкой сотрудников музея по старинным местам Финляндии, связанным с именем Н. Рериха, готовилась больше года и будет открыта до весны.

На грани двух прошлых веков связалась судьба Николая Рериха и Аксели Галлен-Каллела. Что их объединило? Любовь к Северу – хранителю древних духовных традиций многих народов. Легко понять это устремление финского художника, переводчика «Калевалы», ищущего национальные культурные истоки в Карелии. Откуда эта тяга у Рериха? Очевидно, давала знать связь с корнями скандинавских предков. С другой стороны, это личные поиски общечеловеческих истоков, которые и привели его семью через Финляндию, Скандинавию, США в Индию.

Переплелись судьбы и взаимовлияния. Многое сближало этих двух ярчайших личностей, начиная с легенд о прошлом. Оба совершают путешествия, изучая старину Карелии, оба погружаются в изучение культуры «экзотических» стран. Галлен Восточной Африки и Америки, Рерихи – Востока, Индии.

На выставку впервые за сто лет приехали из музеев Финляндии и Москвы картины Н. Рериха и работы финских мастеров А. Галлен-Каллелы и Э. Ярнефельта. Дополняют выставку раритетные издания, старинные фотографии и материалы из архивов и Библиотеки Академии наук – постоянного партнёра музея.

Виктория Шукшина, зав. выставочной деятельностью музея, так охарактеризовала выставку: «Здесь ощущается дух Финляндии, прозрачный и проникновенный, который стимулирует творчество». Такой стимул был жизненно важен для Н. Рериха в годы войны и при начале революционных событий в Петербурге. Его здоровье было настолько подорвано, что он составил завещание. Наметился некоторый застой в творчестве. Всей семьёй пришлось уехать в Сортавалу, старинный финский городок на севере Ладоги, а затем в Финляндию.

«Финляндия вдохновила живописца и писателя», — говорит В. Шукшина. Здесь он написал почти все свои стихи, появился знаменитый сборник «Цветы Мории». В Финляндии и Швеции с большим успехом прошли выставки произведений Н. Рериха. Художнику прислал личное приветствие К. Маннергейм. «Скандинавские критики и зрители увидели в его работах своё, родное», — отмечают исследователи.

Организаторы и посетители нынешней выставки говорят о её точном названии. Николай Рерих и Аксели Галлен-Каллела, обладая духом истинных первооткрывателей, были творцами нового стиля в живописи обеих стран. Даже от небольшого количества живописных произведений на выставке все посетители получают впечатление, которое так проникновенно описал Н. Рерих: «Ту радость и бодрость, и силу, которую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такое чудо северных сияний?»

Недаром, исследователи творчества Н. Рериха напоминают, что картина о Севере «Чудь под землю ушла» является «центральной в отношении Финляндии и Севера». Позднее предание о народе, ушедшем жить под землю, он найдёт на Алтае. «Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы» и оставит навечно в Индии.
Эта выставка ещё раз напоминает современникам, что на грани ушедших веков люди были заняты поисками древнего Знания. Николай Рерих и Аксели Галлен-Каллела пытались отыскать их на Севере. В статье «Истоки» Рерих писал: «Только немногие невежды скажут: «Что нам до наших праотцов!» …желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки».
Открытие выставки было музыкальным. Ингерманландский хор Петербурга исполнил на финском языке несколько народных песен. Они по-новому открыли слушателям мир людей, которых привыкли считать «холодными финским парнями». Оказалось, что народные песни полны юмора и скрытой иронии, которые ощущались в ритмах и виделись в хитроватых улыбках исполнительниц.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Международная художественная выставка «Истина, Доброта, Терпение» проходит в Иркутске
  • Майя Плисецкая отмечает 87-й день рождения в Мюнхене
  • SOTHEBY’S выставит на торги янтарную настольную игру XVII века
  • Самые изысканные ткани в мире
  • Фестиваль рукоделия «Город Творчества» прошёл в Ярославле


  • Top