Паломничество в Абжуа


Одной из исторических областей Апсны – (Республики Абхазия) является «Абжуа», то есть по-абхазски — Центральная.

Границей этой исторической области, для гостя (паломника или простого путешественника), въезжающего в него по приморской автомагистрали со стороны Сухума, является местечко Мачара. Собственно за Мачарой и горной Военно-Сухумской дорогой (перпендикуляр которой упирается на карте как раз в приморскую Мачару) и начинается географическая территория благодатной субтропической Колхиды – исторической области Абжуа.

«Абжуа» - одна из 7-ми звездочек над открытой ладонью на государственном флаге Апсны (Республики Абхазия). Фото: CarstenReisinger/Photos.com«Абжуа» — одна из 7-ми звездочек над открытой ладонью на государственном флаге Апсны (Республики Абхазия). Фото: CarstenReisinger/Photos.com

Вдоль Великой Абхазской стены, под защитой её башен, построенных друг от друга на расстоянии полета стрелы, испокон веков караваны персидских купцов доставляли свои товары от Каспия к Черному морю через перевалы Кавказских гор. По этому же пути товары их Египта, Греции, Рима, Византии попадали в Персию, Индию, Китай.

На дороге вдоль моря, на левом берегу реки Кодор находится небольшая средневековая церковь Мармал-абаа, здесь моряки, еще до явления Христа, перед походом молились покровителю морей — Ага-ныху и совершали специальное моление «Попутному ветру».

Далее на трассе расположено село Атара. Здесь, на высоком берегу Кодора, стоит Атарская крепость, с которой связана древняя легенда еще древнегреческой Колхиды о местном «Дедале».

Очень интересно для посещения село Тамыш. Поселение здесь существовало с глубокой древности. Жители занимались рыболовством, мореходством, о чем ярко свидетельствуют археологические находки. Найдена керамическая модель лодки (предположительно VIII век до н.э.).

В древности здесь находилась судоверфь, где апсилы строили и освящали морские суда. Вглубь села был прорыт канал, следы которого сохранились и по сей день.

Именно в Тамыш доставили изгнанных из Иерусалима апостолов Христа Андрея Первозванного и Симона Канонита и здесь они начали свою проповедническую деятельность.

Второй дорожный перпендикуляр на карте, упирающийся на карте в п.Араду ведет нас к Моквинскому храму Успения Богородицы у села Моква (Мыку), селам Члоу и Отап, пещере Абраксила, к средневековому замку-монастырю «Лашкендар».

Моква является историческим центром АбжуйскойАпсны (Абхазии). В центре села, у ключа целебной воды, на обширной, священной для абхазов поляне Мыкуашта («Моквинская поляна») расположен средневековый православный храм — Моквинский собор — относящийся ктретье четверти X века.

Величественный Моквинский храм Успения Богородицы является венцом абхазского зодчества. Построил его абхазский царь Леон III, который там и похоронен. Это единственный в Закавказье пятинефный, усложненной конструкции храм.

Школа эта возникла в Византии, а свое развитие получила в Болгарии, Апсны, чуть позднее в Киеве. Моквинский храм построен в 967 году и функционировал вплоть до XV Ш века, был украшен живописью, пол был вымощен мрамором. В середине XIX века он был отреставрирован владетелем Абхазии Михаилом Чачба, который был там погребен в 1864 году. В 1918 году там же был погребен и его сын — выдающийся поэт и мыслитель Георгий Чачба.

Здесь была архиепископская кафедра; для абазгов и апсилов (нынешних абхазов) этот храм имел огромное значение: Моква, как Москва для России, была матерью Апсны (Абхазии).

В Моквинском храме погребены многие абхазские епископы, владетельные князья, иереи и другие лица.

Моквинский храм отличался богатством и великолепием. Мраморный иконостас его, с такими же колоннами и украшениями, весь мраморный пол, в середине коего был круг из красного мрамора с такими же нисходящими лучами — были чудом искусства и великолепия.

В настоящее время Храм нуждается в высокопрофессиональном архитектурно-строительном обследовании. Постоянно службы в нем не ведутся.

Моквинский храм всегда стоял на страже христианства в Апсны; много гонений и нашествий захватчиков вынес он, здесь было пролито много крови мучеников за веру Христову.

Полчища захватчиков и врагов христианства неоднократно приходили под эти стены: персы, арабы, моголы, турки-сельджуки и прочие искатели поживы вторгались в Абхазское государство, истребляли всё на своём пути. Много раз Моквинский Храм оскверняли и грабили враги, но до сих пор крепко стоит этот храм, изумляя своей грандиозностью и седой стариной.

Поляна Мыкуашта издавна служит местом традиционных сходов населения АбжуйскойАпсны (Абхазии). Здесь, перед древним храмом проводились общие сходы, на которых решались важные вопросы, как района, так и всей страны. Проводились и проводятся сейчас всевозможные конные соревнования. Ныне ежегодно проводится народный праздник — Мыкуашта.

В настоящее время решается вопрос о строительстве христианского подворья Храма – в том числе гостиницы для паломников и молодежного лагеря. Ведутся изыскательские работы по строительству зданий лечебных и оздоровительных учреждений, предназначенных для паломников и простых посетителей: у Святого Источника (ключа «живой» воды бьющего на вершине Моквинского холма), у Моквинского Храма – строительство христианского подворья и арены конно-спортивного центра, у карстовой Печеры Абраксила – строительство христианского подворья и горно-туристического лагеря, у рыцарского замка-монастыря Лашкендар – строительство христианского подворья и молодежно-спортивного лагеря исторической реконструкции.

На берегу моря (у села Кындыг) – строительство молодежного морского спортивно-оздоровительного лагеря Клуба Юных Моряков; у села Кындыг — строительство детско-юношеского городка аттракционов и приморской исторической реконструкции. (Место высадки аргонанавтов у дерева с золотым руном).

Выше Члоу (вернемся к карте Апсны) находится малое село Уатап (Отап), где находится одна из красивейших карстовых пещер мира – «пещера Абраскила». Пещера названа именем героя абхазского эпоса – прототипа общеизвестного Прометея. В пещере несколько залов, изобилующих сталактитами, сталагмитами и сталагнатами. Залы оборудованы освещением. Пещера – одна из самых протяженных и глубоких в Европе. Пещера Абраскила посещается только с проводником. Возможно купание в высокотермальном источнике с натриево-кальциевой водой.

Протяжность исследованной части пещеры 2700 метров, для осмотра туристами доступны до 1700 метров.

Для экскурсантов проведены дорожки, но в некоторых местах нужно идти по руслу реки Отап. Перед входом экскурсантам выдают резиновые сапоги. Температура воздуха от +12 до +14 градусов. Экскурсия длится около 2 часов. Пещера находится в окружении живописных гор.

Легенда об Абраксиле гласит, что, родившись чудесным образом (от непорочной девы), Абрскил вскоре стал непобедимым богатырём, защитником своего народа. Он уничтожал препятствующие земледелию папоротники, колючки, дикую виноградную лозу. Решив доказать, что способен на то, что под силу лишь Богу, Абрскил вступил в состязание с ним. Привязав к седлу кожаные мешки, наполненные огромными валунами, Абрскил поднимался на своём крылатом коне-араше в поднебесье.

Сбрасывая оттуда валуны, он производил шум, подобный небесному грому, а рассекая саблей облака, извлекал молнию.

Рассерженный Всевышний велел поймать Абрскила и заточить его в пещеру, где он и был прикован вместе с конём к железному столбу. Абрскил расшатывает столб, чтобы вырвать его, но когда Абрскил близок к этому, на столб садится птичка-трясогузка. Абрскил замахивается на неё молотом; птица улетает, а молот ударяет по вершине столба, вгоняя его в землю вдвое глубже прежнего.

Народ верит в то, что Абраскил жив до сих пор и выйдет из пещеры в то время, когда больше всего необходима будет его помощь. Легенда об Абраскиле легла в основу государственного герба Апсны (Республики Абхазия). Это щит, по вертикали разделенный на две равные части — одна белого и вторая зеленого цвета. Контур герба и сюжетной композиции — золотистого цвета. В нижней части герба расположена восьмиконечная золотистая абхазская звезда.

В верхней части, на белом и зеленом фоне, симметрично расположены две восьмиконечные звезды золотого цвета.

В центре герба — фигура всадника, летящего на волшебном коне Араше и посылающего стрелу к звездам (сбивающего Полярную звезду во имя спасения братьев). Зеленый цвет герба символизирует молодость и жизнь, белый — духовность.

Большая восьмиконечная звезда — солярный знак возрождения. Малые звезды символизируют единение двух культурных миров — Востока и Запада.

После посещения пещеры Абраскила и мест проповедей Симона Канонита, Андрея Первозванного и их последователей мы можем посетить еще одно очень примечательное место.

На границе села Утап (Отап) на реке Улыс расположена посреди скалы овальная пещера, здесь по преданию обитала русалка – Дзызлан, которая своим пением завораживала охотников и путников. Здесь же низвергается очень красивый водопад. Вообще окрестности Члоу и Аймры очень живописны и отсюда можно совершить ряд увлекательных маршрутов в горы с проводниками.

Поднявшись выше по дороге от Члоу, в месте Чаблахан (ныне село Лашкендар ) на высоком холме, 1373 метра над уровнем моря, мы обнаружим заброшенный средневековой храм — монастырь рыцарей крестоносцев.

Подобные сооружения специалисты сравнивают с катарскими замками тамплиеров на юге Франции. Не здесь ли, в горах Кавказа, скрыта главная тайна рыцарей Храма Господня – чаша Грааля?

Гора Лашкендар – одно из семи священных мест Апсны. На одной из её вершин (945 м) находятся руины древнего христианского храма.

Местные монахи считают его катарским замком и очень почитают барельефы и наскальные изображения катарского креста и двух фигур смотрящих друг на друга снежных барсов, левый из которых держит в левой лапе своё сердце, передавая его как оживляющий Дар Изначально вечной Солнечной Жизни правому. Катарская символика, обнаруженная на камнях христианского храма, свидетельствует о большой исторической и научной ценности этой сравнительно недавней находки.

Точная дата строительства этого храма неизвестна и по разным оценкам он был сооружён между VII и XI веками. Здесь же, через Уатап (Отап), Члоу и далее Ткуарчал, вплоть до Ингура проходит участок Великой Абхазской стены.

Из истории Древнего Мира известно, что в Колхиде, т.е на территории современных Апсны и Мегрелии, выращивали лен исключительно высокого качества.

Льноволокно, тонкая пряжа и тончайшие ткани через персидских купцов, направлявших бесчисленные торговые караваны из Персии (Ирана) в Колхиду через Кавказские перевалы поставлялись отсюда во все страны Древнего Востока.

Этот путь, который мы сейчас называем военно-сухумской дорогой, защищал персидских купцов и колхов-апсилов от набегов диких горских племен.

Великая Сухумская стена – интереснейший архитектурный памятник, привлекательное место для паломников и просто туристов, — многокилометровая каменная стена с более чем 2 тысячами сторожевых башен.

Учитывая огромную историческую и культурную ценность христианских святынь, общественность, светские и церковные власти подходят с большой осторожностью к вопросу допуска туристов в исторические земли Абжуа.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Тихом океане пропал остров Песчаный
  • В Иркутске можно теперь оформить визу в Грецию и другие страны Европы
  • Мадейра – цветущий остров в Атлантическом океане. Часть 5
  • За вкусными копчёностями – в Латвию
  • Гуанчжоу — южные ворота Китая. Часть 2. Второе тысячелетие. Остров Шамянь


  • Top