Проигравшие на XVIII съезде компартии Китая

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
За каждым мрачным событием, произошедшим в ходе недавней перетряски руководства коммунистической партии Китая (КПК), лежит своя история интриг и махинаций.

Ли Юаньчао на XVIII съезде компартии Китая. Фото: Feng Li/Getty Images


Ли Юаньчао на XVIII съезде компартии Китая. Фото: Feng Li/Getty Images
В партийной борьбе есть победившие и проигравшие. Политический компромисс между конкурирующими группировками одних уничтожает, а других лишь немного калечит. Чьи-то амбиции берут вверх, а их ближайшие помощники идут в расход.

Потери были у всех сторон. Фракция, связанная с прежним лидером режима Цзян Цзэминем, потеряла самого главного ставленника для продвижения в лидеры. Фракция «принцев», или сыновей революционных лидеров, не смогла занять два высоких военных поста. Два наиболее ориентированных на реформы должностных лица, связанных с лагерем Ху Цзиньтао, не попали в Постоянный комитет, их места заняли сторонники Цзяна.

Главный шпион остался на обочине

Наблюдатели политической системы Китая не сильно удивились, когда Ду Цинлинь, бывший директор департамента «Объединённого фронта», который создаёт альянсы с некоммунистическими группами и имеет за границей шпионскую сеть, не попал в Политбюро.

Слухи, ранее просочившиеся в международную китайскоязычную прессу, отмечали, что Ду могут сделать вице-премьером и выдвинуть в Политбюро ЦК КПК, орган из 25 членов, второй по значимости в Китае, после Постоянного комитета Политбюро.

Неприятности Ду были, вероятно, связаны с его дружескими отношениями с Бо Силаем, опальным партийным работником, и его предполагаемой ролью в перевороте, который Бо готовил с бывшим главой безопасности Чжоу Юнканом.

С 1990-х годов почти все бывшие директора департамента «Объединённого фронта» стали членами Политбюро в то или иное время. Ду стал директором в 2007 году, но он «выпал из обоймы», когда неожиданно в сентябре Лин Цзихуа, доверенное лицо Ху Цзинтао, занял его место.

Военные «принцы» остановлены

Два видных члена красной аристократии уже были готовы играть важную роль в разработке военной политики КПК, но, к их огорчению, они не смогли войти в Центральную военную комиссию, партийный орган, который контролирует военных.

Лю Юань, сын бывшего лидера Лю Шаоци, и Чжан Хайян, сын бывшего генерала Народно-освободительной армии Чжан Чжэня, ясно показывали, что они имеют намерение бросить вызов нынешнему руководству.

«Советник Лю Юань открыто обвинил руководство в том, что оно слишком слабое и не решает никаких проблем, назвав его неспособным и неквалифицированным», — сказал Чэн Сяонун, бывший помощник свергнутого лидера партии Чжао Цзыяна. Чэн сейчас живёт в Соединённых Штатах.

Их послание было следующим: «Теперь наша очередь». Как сыновья революционеров, которые помогали КПК завоевать власть над Китаем, эти люди считали руководство партией своим неотъемлемым правом. «Принцы начали войну», — обобщил Чэн.

Лю и Чжан были частью клики, которая была разогнана после политического уничтожения Бо Силая. «Бо представлял многих красных принцев второго поколения», — объяснил Чэн.

Вместо того чтобы следовать протоколу, позволяя новым членам Политбюро избрать новый состав военной комиссии, Ху Цзиньтао опередил события и поставил двух генералов, Сюй Циляна и Фан Чанлуна, вице-председателями. Это было воспринято как необычное решение.

«Это был сигнал всем делегатам съезда партии, что новые вице-председатели относятся к новым лидерам и не надо иметь ничего общего с Лю Юанем и Чжан Хайяном»,— считает Чэн.

Уход членов красной аристократии, однако, не означает, что коммунистическая партия Китая в настоящее время на пути к реформам и модернизации. Два высоких чина, которые имеют репутацию самых больших сторонников реформ, не вошли в Постоянный комитет Политбюро, высший орган КПК.

Влияние левых

Ван Ян и Ли Юаньчао — сильные фигуры лагеря Ху Цзиньтао, но они тоже не попали в Постоянный комитет. Видимо, это связано с влиянием бывшего лидера Цзяна, который продвинул своих подопечных.

«Все удивляются: что произошло с Ли Юаньчао и Ван Яном, почему они не получили место в Постоянном комитете?», — сообщил Ли Чэн, эксперт по китайской политике из Института Брукингса, в интервью сотрудникам китайского отделения ВВС.

«Ли Юаньчао представлял многие общественные силы, в том числе либеральную интеллигенцию, призывающую к политическим реформам, студентов, возвращающихся из-за рубежа с учёбы, и студентов, которые после университетов становятся чиновниками в деревнях, — сказал он. — Это решение вызвало много критики со стороны интеллигенции».

Большинство тех, кто попал в Постоянный комитет — это скучные, консервативные личности, и они будут делать всё, чтобы сохранить статус-кво.

Ван Ян продвигал политическую реформу, выступая с речами в провинции Гуандун, говоря о том, что роль партии не так уж велика в жизни обычных людей и что надо расправляться с коррумпированными чиновниками.

Так, по данным гонконгской Apple Daily, Ван Ян ранее был вне конкуренции на место в Постоянный комитет, но, видимо, некоторые аспекты его политики испугали различные группы в КПК. Ну а Ли Юаньчао, как говорят, был принесён в жертву в обмен на то, чтобы Лю Юань и Чжан Хайян не получили места в Центральной военной комиссии.

Примечание редакции:
Когда бывший начальник полиции Чунцина Ван Лицзюнь, опасаясь за свою жизнь, сбежал в американское консульство в Чэнду 6 февраля, он привёл в движение внутрипартийную борьбу, которая не прекращается до сих пор. Закулисные сражения вызваны разным отношением чиновников к преследованию Фалуньгун.

«Фракция окровавленных рук», которую создал и поддерживал бывший глава КПК Цзян Цзэминь, делает всё, чтобы продолжать репрессии, стремясь таким образом избежать ответственности за свои преступления. В то же время многие чиновники не хотят больше принимать участие в преследовании. Происходящие события ставят чиновников и народ Китая, а также и людей во всём мире перед выбором: поддержать или выступить против преследования Фалуньгун. История запомнит выбор каждого человека.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА