Художник Александр Шилов: Задача художника – достучаться до сердец людей


Александр Шилов, Народный художник СССР. Автопортрет. Фото предоставлено А. ШиловымАлександр Шилов, Народный художник СССР. Автопортрет. Фото предоставлено А. ШиловымК Александру Шилову слава пришла при жизни, но баловнем он себя не чувствует. «У меня всё идёт с терниями. Никто за меня работу не сделает, всё сам», – сказал во время интервью Народный художник СССР.
Разговор с известным мастером живописи происходит в его кабинете, где со стен на вас внимательно смотрят глаза разных людей. Портреты, портреты, портреты…, а каким мы видим самого художника?

Александр Максович охотно рассказывает о матери, о двух бабушках, которые незримо поддерживают его по жизни. На мою просьбу сфотографироваться рядом с портретом его матери он откликнулся весьма охотно.

Работы его пронизаны идеей гуманности и человеколюбия, хоть художник и признался, что писать приходилось разных людей, и не все из них нравились ему. Истинный художник, обладающий величайшим трудолюбием и талантом, Александр Шилов создал «Историю в лицах», как назвали серию его портретов, переданных в дар людям.

Актёр Валентин Гафт был потрясён работами, выставленными в галерее художника. В тот же вечер он написал эти строки:

Здесь в лицах боль и сила духа,
Вся дурь и мудрость человека.
Здесь плачешь, глядя на старуху, Здесь полон мужества калека.

Здесь, глядя на лицо Владыки, Захочешь каяться в грехах. Здесь миллионы пятен, бликов. Как отблеск слёз в твоих глазах.

Здесь слышишь, как портреты Дышат, Здесь тихо, как у алтаря, Портреты видят всё и слышат, В молчании с Богом говорят.

Нет, здесь не кистью и не Краской, Нутром рисуется Портрет, Здесь честно пишут даже маски, Когда лица под маской нет.

– Меня часто спрашивают, почему я отдал свои картины государству. Я не фараон, в могилу с собой ничего не унесу, поэтому свои лучшие работы дарю людям, стране.

Так сказал о своих работах художник и тут же добавил, что галерея эта хоть и носит его имя, но не является его собственностью.

А. Шилов: – Про это лгут СМИ, причём, специально, не ошибочно. Это всё делается специально. Я действительно являюсь единственным художником в стране, для которого создана государственная галерея, образованная по постановлению высшего законодательного органа власти – Государственной Думы.

У меня было моральное право туда обратиться, потому что всегда находились люди, которые не успели попасть на мои персональные выставки, и они писали обращения в адрес Госдумы, Минкультуры, чтобы мою выставку сделали постоянно действующей.

Поэтому, когда в моей жизни случился самый тяжёлый момент, связанный с потерей дочери, я решил всё отдать людям. На том пленарном заседании все фракции, независимо от их политического направления, единогласно проголосовали за создание Государственной картинной галереи и постановили назвать её моим именем, потому что здесь хранятся мои картины.

После этого вышло постановление правительства Москвы о выделении помещения и т. д. Никакого блата у меня нет, помощи ни от кого не жду, всё сам. Я подарил государству 935 работ – живописных и графических. И каждый год дарю в День города (Москвы) новые работы.

Александра Максовича по праву можно назвать всенародным художником. Среди тех, чьи портреты он написал, кого только нет: известные деятели, ветераны войны, колхозницы и нищие с улицы. Он один из немногих современных художников, который на всю жизнь остался верен одному направлению в искусстве – реализму.

А. Шилов: Меня часто благодарят за то, что работы мои выполнены в реалистической манере, которая трогает души людей.

Вот и Эльдар Рязанов в фильме, посвящённом моему творчеству, говорил о том же. У нас в галерее проходят творческие вечера, куда приходят известные артисты театра и кино. На них звучит классическая музыка, оперные певцы исполняют свой репертуар, проходят вечера патриотического плана.

Неожиданно для себя, за серию портретов величайших разведчиков, таких как Алексей Ботян, Геворк Вартанян, Блейк и другие, я получил первую премию ФСБ.

Сейчас у меня открыта тематическая выставка под названием «Они сражались за Родину», куда вошли более 40 портретов. Работа над этой темой ещё не завершена, я продолжаю писать великих людей, перед которыми преклоняюсь.

Александр Максович поведал о том, что продолжает работать каждый день. Почивать на лаврах себе не позволяет, говорит, что у него нет ни выходных, ни праздников. Очень просто и обыденно пояснил, что живёт так, потому что в этом есть потребность души, без этого его жизнь была бы неполноценной.

Чтобы написать портрет участницы войны, которая прожила 90 лет и воспитала шестерых детей, в этом году он ездил в Саратовскую область. Ещё через шесть месяцев он вновь поехал туда и написал другую картину о ветеране войны.

На вопрос, что он думает о трагичности судьбы России, он ответил, что на её долю выпало много испытаний. Трагическим лицом своей страны он назвал бы портрет женщины – ветерана войны на его последней картине «Жизнь пройти – не поле перейти».

А. Шилов: Вглядитесь повнимательнее в эти глаза, в них вся жизненная история страны, всё, что она испытала.

Посмотрите на эти руки – это её вторая биография. Меня поражает в них то, что это поколение людей, прожив трудную жизнь без единого праздника, пройдя через адский труд и войну, остались добрыми и чистыми душой. И мне искренне жаль, что это поколение настоящих людей почти уже ушло.

Будь то женщина или мужчина, какими бы они не были красивыми, если в них нет духовного начала, меня к ним не тянет.

Понятия о красоте могут изменяться со временем, однако понятия о честности, преданности, доброте – всех тех основополагающих качеств, которые человека делают человеком, должны оставаться неизменными. Художник утверждает, что главное качество в человеке, которое спущено с Неба на Землю, это доброта: «Доброта – это всеобъемлющее чувство».

А. Шилов: Ведь, что такое портрет? Это когда при абсолютном внешнем сходстве, которое обязан передать художник, в нём должна быть выражена внутренняя суть этого человека.

Чтобы добиться этого, художник должен быть человеком с оголённым нервом. Спиной должен чувствовать, как он должен писать, иначе портрет будет мёртвый. За три часа работы у мольберта затрачивается столько энергии, что, по словам Александра, он превращается на некоторое время в развалину.

Александр Максович убеждён, что художник должен писать сердцем, головой, а мастерство и рука – это исполнители. В натуре самое главное – это глаза, когда пишешь портрет, главное – заставить говорить глаза, потому что через глаза передаётся внутренний мир человека.

Настоящее искусство не зависит от моды или от времени. Оно зависит только от высочайшего исполнительского мастерства художника и чувства. Подходя к картине, порой не видишь, как он это сделал, перед вами живой человек, заключённый в раму, с которым хочется поговорить. А. Шилов: Для меня это и является критерием искусства, того искусства, на которое молились, и по этому пути шли все великие художники прошлых времён и народов, и я стараюсь идти по этому пути. Ничего другого я не признаю, считаю шарлатанством.

По словам Шилова, он чувствует большую ответственность, когда ставит свою подпись под картиной. А. Шилов: Художники прошлого времени и настоящие великие художники, все они работали над совершенствованием мастерства. И это выражается в том, что если я пишу – живопись должна быть материальна. Если я пишу бархат, то это бархат, который хочется потрогать, если я пишу волосы, то это должны быть мягкие волосы, стекло, бронза – все они должны передавать неповторимое свойство материи. То есть живопись должна быть материальной, как в работах старых мастеров.

Абстрактная живопись, по сути, является шарлатанством. Этим занимаются те, кто ничего делать не умеет, но хотят славы и богатства.

Каждый, кто при помощи грязного пиара пытается выдать это за искусство, разрушает самое святое и дорогое, что есть у человека. Вы можете поискать в Интернете «Завещание Арманда Даллеса», директора контрразведки США, и сразу поймёте, как разрушались и продолжают разрушаться целые страны при помощи антиискусства.

Настоящие духовные ценности заменены на разврат, насилие, грязь, пошлость, не жалели на это денег, при этом делается это руками русских же. А подтверждение этому мы видим каждый день, каждую минуту по каналам телевидения идёт информация для одурачивания людей и навязывания антиискусства.

Это целый механизм обмана людей. Чтобы сделать живой портрет человека, помимо таланта надо долго и много трудиться и уметь это делать. А абстракция делается одной ногой в нетрезвом сознании за пять минут или даже быстрей.

Александр Шилов считает, что искусство должно очищать и облагораживать человеческие души. Оно должно создавать ауру красоты, наполнять высоким содержанием, чтобы человек смотрел на произведение искусства, как смотрит на икону верующий человек. Надо расти, очищаться душой и облагораживаться. Вот для чего нужно искусство.

А. Шилов: Я верю в судьбу, верю в то, что в нас кто-то закладывает программу, но кто это, я не знаю.

Художник признался, что до сих пор не понимает вопроса о бесконечности мироздания и ему страшно думать, что следует за этим, страшно думать, что мы и кто мы, и зачем рождаемся на этой Земле. С детства к нему приходят мысли о смерти, о том, что будет после смерти, когда его самого уже не будет.

По мнению Александра Максовича, если бы человек был хозяином своей судьбы, тогда на Земле был бы хаос. В мире всё распределено, сколько должно быть добрых людей и сколько подлецов, распределено, кому быть сантехником или художником, кому скульптором или композитором, хотя кем это распределяется, ему непонятно.

Он признаётся, что умеет держать удар судьбы, однако как это у него получается, он тоже пока не знает. Знает, что в критические моменты включаются какие-то внутренние силы.

А. Шилов: Я вообще не понимаю, что такое «Я», а когда начинаешь думать над этим, можно с ума сойти. Иногда скажу какую-нибудь фразу, и тут подумаю, а кто за меня это сказал?

Или вот я рисую и разговариваю с вами, в этот момент как бы со стороны, отвлечённо смотрю на свою руку, а она сама ходит. Кто даёт команду моей руке, как положить мазок, куда линию вести? Кто?!

Вы можете сказать «мозг», а что такое мозг? Если взглянуть на него чисто физиологически – это кусок мяса. Откуда там могут сидеть какие-то команды и прочие программы человеческого сознания?

И когда начинаешь во всё это вдумываться, лично мне становится страшно, и всё, что я делаю в этом мире, теряет смысл.

Для такой творческой натуры, как Александр Шилов, поиск себя и дорога к себе будет происходить до самого конца… Так пожелаем ему успехов на этом пути!


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • На востоке Китая вспыхнул массовый протест против произвола полиции
  • Как в Китае решают квартирный вопрос
  • Активисты китайского коммунистического фронта пытаются сорвать акции протеста в Гонконге
  • Тайвань может утратить свободу прессы
  • Должность чиновника является самой популярной в Китае


  • Top