Вновь начал свою работу Международный фестиваль «Сталкер»

The Epoch Times13.12.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:13
День открытия кинофестиваля «Сталкер» остается неизменным на протяжении восемнадцати лет — 10 декабря, день принятия декларации ООН по правам человека. По словам организаторов, основной целью проведения Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер» является формирование правового сознания общества посредством кино.

Урсула Холанд, советник и глава политического отдела посольства Канады в РФ. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)


Урсула Холанд, советник и глава политического отдела посольства Канады в РФ. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Фильмы, представленные на фестивале, повествуют о барьерах, мешающих людям получить полный доступ к правам человека. С другой стороны, эти барьеры существуют в человеческом сознании, их негативном восприятии малочисленных групп людей, находящихся в сложной жизненной ситуации (беженцы, инвалиды, бездомные дети, трудовые мигранты и др.), которые и являются главными героями документального кино.

Геше Карренброк, представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в РФ, на открытии фестиваля отметила, что Верховным комиссаром ООН по правам человека Нави Пиллэй был предложен девиз в этом году: «Мой голос имеет значение». Она уверена, что фестиваль интересен и важен для любого общества, и хотя кинематографисты в основном российские, их фильмы были сняты в различных регионах, и отражают жизнь такой, какая она есть.

Давнего партнёра кинофестиваля — посольство Канады в РФ, представляла советник и глава политического отдела Урсула Холанд. По её глубокому убеждению, многие из нас имеют корни в разных культурах, каждая из которых в отдельности обладает своей системой и своим мировосприятием, но индивидуальная задача каждой состоит в том, чтобы объединить эти разные культуры в единый, более прочный мир.

О неоднозначности зрительского восприятия фильмов о правах человека говорила Светлана Хохрякова, председатель отборочной комиссии кинофестиваля. После завершения фестиваля в Москве, фильмы получают «вторую жизнь», в течение года путешествуя по разным городам страны.

В качестве примера она рассказала, как фильм «Конвой» режиссера Алексея Мизгирёва о полиции вызвал невероятную реакцию во Владикавказе. Люди очень нервно реагировали на этот фильм, даже не принимали и не хотели смотреть.

Для Александра Колбовского, кинокритика и эксперта «Сталкера» документальный фильм более мобилен, чем игровой. «Они очень разные, интересные, талантливо сделанные, создают у зрителей очень точную хронику всего того, что было за этот год со страной, по крайней мере, в больших городах», — говорит Колбовский. — Например, в фильме «Философ», автором сценария, режиссером, оператором и продюсером которого является Евгений Иванников, показано как в человеке зарождается гражданское чувство, как к нему приходит понимание того, что за свои права надо бороться».

По мнению генерального директора Гильдии кинорежиссёров России, художественного руководителя «Сталкера» Игоря Степанова, за 18 лет работы кинофестиваля, в стране произошли большие изменения. Он убеждён, что значительная часть людей, которая выходила на Болотную площадь, на проспект Сахарова составляли зрители фестиваля «Сталкер». Он шутит: «Я понимаю, чтобы быть в России счастливым, надо жить долго, но, тем не менее, наши усилия за эти восемнадцать лет не прошли напрасно».

В своём интервью газете «Великая Эпоха» известный кинорежиссёр, член жюри фестиваля «Сталкер» Андрей Осипов сказал, что сейчас уровень агрессии, жестокости, недоверия в обществе достаточно велик, «как бы нам не пройти точку невозврата», поэтому всеми доступными средствами надо снижать это напряжение. И такую роль, по его мнению, играет кинофестиваль «Сталкер».

«Сейчас стали немодными и популярными такие сущностные понятия как милосердие, сострадание, а ведь каждый фильм является проводником к этим понятиям. Фильмы показываются честные, настоящие, поэтому, если игровые фильмы можно увидеть на других фестивалях, то документальные фильмы вы посмотрите только в этом зале, а потом и ещё по всей стране, спасибо за это организаторам фестиваля», — говорит он Осипов.

Он уверен, что документальное кино, которое видят зрители на телеэкранах, сделаны совершенно по другому принципу. Истина в этих фильмах передаётся только через информацию, в то время как истина, по его мнению, лучше всего передается через эмоцию.

«Когда режиссёр вызывает в тебе чувства, которые ты даже не подозреваешь, когда в тебе происходит переворот в сознании, когда это кино тебя меняет, тогда ты и растёшь, поднимаешься и познаёшь себя вновь», — делится Андрей Осипов.

15 декабря в Доме кино состоится награждение призёров и закрытие кинофестиваля «Сталкер».

Программа кинофестиваля «Сталкер»

Всего в программах фестиваля представлено 84 фильма, из них 49 — в конкурсной программе.

Определит победителей фестиваля жюри в составе: кинорежиссеры Вадим Абдрашитов, Валерий Ахадов, Алексей Мурадов, Андрей Осипов, Алексей Симонов, продюсер Раиса Фомина.

На открытии фестиваля будут вручаться Специальные призы «”СТАЛКЕР” ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» героям документальных лент, жизнь которых посвящена защите прав человека и отражена в фильмах.

Призёры нынешнего года:

Сергей Цапурин (герой фильма «Мой друг Сергей»). Сергей болен ДЦП, но, несмотря на болезнь, он сумел сделать впечатляющую карьеру юриста, специализирующегося по банкротствам крупных организаций.

Елена Насибулова (героиня фильма «Слепая любовь»). Елена воспитывает незрячую дочь Настю.

Антон Харитонов (герой фильма «Антон тут рядом»). Мальчик-аутист, которому нелегко жить в мире здоровых людей.

Наталья Егорова (героиня фильма «Быль-небыль»). Наталья живёт в далёкой деревне и одна растит пятерых детей.

Фильм открытия фестиваля — призёр Венецианского кинофестиваля 2012 года «Антон тут рядом» (реж. Любовь АРКУС).

Антон Харитонов, мальчик-аутист, живет с мамой в убитой квартире на окраине большого города. Его мама тяжело заболевает. Теперь самому Антону грозит интернат для умалишенных, где он неминуемо сгинет, ведь люди с таким диагнозом долго там не живут. Борьба за Антона составляет внешний сюжет фильма.

В фойе Большого зала Дома Кино открыта выставка «Дети строгого режима».

Съёмка для фотопроекта велась в женской колонии ИК-2 в посёлке Явас в Доме ребёнка. Автор проекта Марина Круглякова работает над созданием независимого фотодокументального проекта «Зона» — о матерях, которые рожали детей в местах заключения и их детях, об осуждённых, которым смертную казнь заменили пожизненным заключением, а также о сотрудниках тюрем и колоний.

На все кинопоказы фестиваля вход свободный.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА