Самая длинная в мире китайская высокоскоростная дорога является убыточным проектом


В Китае 26 декабря была запущена ветка высокоскоростной железной дороги, соединяющая Пекин с Гуанчжоу, которая считается самой длинной в мире в своём классе. Для строительства этой дороги был взят кредит в размере около 400 млрд юаней ($63,5 млрд). По мнению специалистов, эта дорога будет приносить убытки около 20 лет.

Высокоскоростные поезда в Китае являются убыточным проектом. Фото: AFPВысокоскоростные поезда в Китае являются убыточным проектом. Фото: AFP

На строительство дороги ушло 7 лет. Её протяжённость составляет 2298 км. Она проходит через города Шицзячжуан, Чжэнчжоу, Ухань и Чанша. Максимальная скорость поездов на этой ветке составляет 350 км/ч, средняя скорость — 300 км/ч. Таким образом, расстояние от столицы до Гуанчжоу можно будет преодолеть за 8 часов, то есть более чем в два раза быстрее, чем на обычном поезде.

Цена билета составляет 865 юаней ($137) во втором классе, 1383 юаня ($220) в первом классе и 2727 юаней ($433) в бизнес-классе.

Для сравнения, авиабилет из Пекина в Гуанчжоу со скидками 26 декабря стоил от 950 до 1400 юаней.

Как сообщили официальные китайские СМИ, каждый километр этой дороги стоил 150 млн юаней ($23,8 млн). Таким образом, на строительство всей ветки было потрачено 347,7 млрд юаней. Причём изначально планировалось, что на этот проект будет израсходовано всего 160 млрд юаней.

По словам академика из Инженерной академии Китая Ван Мэншу, 90% из общей стоимости проекта этой дороги Министерство железных дорог взяло в кредит, а 10% заплатили местные власти. Таким образом, ежегодно необходимо отчислять несколько миллиардов юаней только в качестве процентов за кредит.

Профессор из Института управления и экономики при Пекинском транспортном университете Чжао Цзянь уверен, что этот проект высокоскоростной железной дороги будет убыточным.

«Эта ветка высокоскоростной железной дороги Пекин-Гуанчжоу непременно принесёт большие убытки. Себестоимость строительства высокая, себестоимость обслуживания также высокая. Все эти затраты невозможно вложить в цену билетов. Таким образом, невозможно будет выплачивать даже проценты по кредиту. Это не та проблема, которую можно решить за 3 или 5 лет. Дорога будет приносить убытки 10 или даже 20 лет», — рассказал Чжао в интервью изданию The Time Weekly.

Он также сообщил, что в настоящее время все высокоскоростные железные дороги в Китае работают в убыток. Например ветка Пекин-Тяньцзинь ежегодно приносит убыток в размере 700 млн юаней ($111 млн). А скоростная ветка из Уханя в Гуанчжоу постоянно сообщает о снижении скорости своих поездов и цены на билет, чтобы сократить свой долг.

Чжао считает, что для нынешнего Китая вполне достаточно скорости поездов 120 км/ч, максимум 200 км/ч, это в два раза сократит себестоимость работы высокоскоростных линий.

«В Китае не нужно строить железные дороги со скоростью поездов выше 300 км/ч, в противном случае это будут убыточные проекты, которые будут тяжким бременем для экономики. В прошлом году в стране было заморожено множество проектов по строительству железных дорог. Это именно из-за большого долга Министерства железных дорог. Банки уже не дают на это кредиты», — пояснил профессор.

Долг Министерства железных дорог растёт с каждым годом. В третьем квартале 2012 года он составил 2,66 трлн юаней ($422 млрд).

Строительство железных дорог в КНР также является неплохим источником наживы для чиновников.

Бывший министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь, который активно продвигал строительство высокоскоростных веток, был снят со своего поста и исключён из компартии за коррупцию. Этот коррупционный скандал затронул всю отрасль, расследование продолжается до сих пор. Некоторые китайские СМИ сообщают, что бывший министр получил взяток на сумму несколько миллиардов юаней, и что на его заграничных счетах находится 2,8 миллиарда долларов.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Китайские иероглифы: «хао» — хороший
  • Сотни рабочих бастуют на юге Китая
  • Чу Суйлян — знаменитый каллиграф и политик династии Тан
  • Китайцы требуют опубликовать данные об имуществе бывшего главного полицейского страны
  • В Китае увеличивается продовольственная зависимость от импорта


  • Top