Васильев из Васильева

Художник Константин Васильев. Фото: Великая ЭпохаХудожник Константин Васильев. Фото: Великая ЭпохаПринимая участие в работе общественного оргкомитета, посвященного жизни и творчеству художника Константина Алексеевича Васильева (1942-1976), и учитывая пожелания сотрудников института, желающих познакомиться с его работами, хочу рассказать о творческом пути этого мастера. Его работы произвели на меня  необычайно сильное впечатление.

На вечер были приглашены мать Константина Васильева – Клавдия Парменовна, сестра Валентина Алексеевна, родные и друзья художника, представители Академии художеств СССР, Министерства культуры РСФСР, ряда газет и издательств.

На вечерах, переполненных желающими, среди которых были и сотрудники ВНИПП, состоялся разговор со зрителем о судьбе полотен Васильева, демонстрировались репродукции и слайды с картин художника, прослушивались любимые музыкальные произведения художника, а в заключении демонстрировался документальный фильм лауреата Государственной премии СССР режиссера А. М. Кристи – “Васильев из Васильева”, комментирует фильм актер Василий Лановой.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 г. в г. Майкопе, оккупированном немецко-фашистскими войсками. Отец художника – Алексей Васильев, рожденный в Петербурге, работает до оккупации главным на одном из предприятий города, а на момент оккупации – возглавляет партизанский отряд.

Оккупанты в надежде на выход партизан, берут в заложники жену – Клавдию Парменовну и крохотулю сына – Константина. Но партизаны не выходят… Затем следует приказ о казни заложников. Однако части Красной Армии, освобождая г. Майкоп, освободили и этих заложников. После войны отца художника направляют на работу в леспромхоз Васильево под Казанью.

Еще недавно имя Константина Васильева было известно лишь немногим любителям и знатокам живописи, хотя при жизни художника картины выставлялись в Казани, Зеленодольске, Горьком, Москве. Нелепый, трагический случай оборвал жизнь художника в самом расцвете его творческих сил. Ему было всего 34 года…

Учителями Васильева можно считать великих мастеров:  Леонардо да Винчи, Васнецов, Нестеров, Н. К. Рерих, Дюрер, Боттичелли. Эпиграфом к творчеству Константина Васильева можно считать его слова – “Умение видеть прекрасное и умение это предать зрителю”. 

Художник не знал “отливов” вдохновения. Все свое свободное время дня и особенно ночи он отдавал работе. Днем он вынужден был работать в леспромхозе художником-оформителем. Надо было зарабатывать на жизнь, краски, холсты.

Писать для него было так же естественно, как дышать, улыбаться матери, сестрам и племянницам, которых он очень любил. И хотя он не являлся членом Союза художников СССР, его правомерно можно отнести к числу народных художников (итог его огромного труда – более 430 полотен и графических листов).

Испытывая большие материальные затруднения в жизни, он ни одной картины не написал на продажу. На выставках, в том числе и последней, проходившей в марте 1982 года в Вороново, представлена была лишь седьмая часть созданного Константином Васильевым.

Настоящий художник, а именно таким был Константин Васильев, - это глубокий мыслитель, историк, этнограф, человек серьезных и разносторонних знаний. Константин Васильев был еще и тонким ценителем  классической русской  и зарубежной музыки.

“Чтобы живопись была музыкальной, а музыка – “живописной” - один из принципов художника. Он очень любил русскую литературу, особенно Ф. М. Достоевского, которого он мог декламировать наизусть, и, конечно, художник прекрасно знал русский былинный эпос и народную песенную музыку. Овладев этими бесценными сокровищами, Константин Васильев сумел их творчески переосмыслить и воплотить в поразительных не только по техническому уровню, но и художественной мысли, картинах.

В творчестве Константина Васильева три героя: человек, природа и история, взятые в их нерасторжимом единстве. Художник привлекает яркие и мощные характеры, созданные гениальной фантазией народа. Характеры, превратившиеся в бессмертные символы, среди которых М. Горький выделял Святогора, Илью Муромца, Микулу Селяниновича.

Именно этих героев русского эпоса и воплощает Константин Васильев в своих картинах цикла “Русь былинная”. Богатырская доблесть и слава, народные сила и величие и ранее были предметом художественного воплощения в картинах В. М. Васнецова и Н. К. Рериха.

Близок Константину Васильеву и скандинавский эпос. На выставках представлялись графические листы (карандаш), иллюстрирующие отдельные эпизоды из оперной тетралогии Р. Вагнера “Кольцо Нибелунга”. Особенно выделяется из этого цикла картина (трехметровое полотно) “Валькирия над сраженным воином”.

В эпически-былинном ключе решает Константин Васильев и тему Великой Отечественной войны. Картина “Прощание славянки” и “Тоска по Родине” написаны на темы известных военных маршей. Строгие ряды красноармейцев, озаренные отблесками пожарищ, мужественные лица воинов создают обобщенный образ народа. А рядом как символ горя и надежды замерли женщина-мать с девочкой…

Жестокая и тупая сила фашизма воплощена в картине “Нашествие”. Под свинцовым небом – развалины Киевско-Печерской Лавры, а справа движется змеевидная колонна гитлеровцев. Композиция картины и ее хмуро-серый колорит – все работает на главную идею полотна: человеческой цивилизации грозит гибель под сапогом фашизма.

В жанровых картинах и портретах Васильева обращает на себя внимание внешняя бесстрастность героев. Художник ценил спокойное и  “твердое” состояние духа. Он отрицал неумеренное внешнее выражение страсти. Но за внешней сдержанностью героев зритель чувствует накал и мыслей и чувств. Таковы герои картины “У ворот” (сюжет навеян песней “По улице мостовой”), “У чужого окна” – двое влюбленных, встретившихся на деревенской улице. Кстати, творил Константин Васильев постоянно в наушниках под музыку: классику, либо легкую западноевропейскую, либо отечественную.

Ко дню рождения матери – Клавдии Парменовны – Константин подарил ей картину “Жница”. Писал, как всегда, всю ночь, чтобы успеть к утру дня рождения. Прислонившись к березке, на фоне золотого ржаного поля стоит светловолосая девушка…

Необыкновенны по красоте картины “Ожидание” и “Гадание”. Последняя, сюжетно восходя к языческим временам Древней Руси, напоминала гадающую Светлану, воспетую Жуковским и Брюлловым. Иллюзию сказки создают и рамы картин – доски с сохраненной на них берестой. Огонь свечи мягко освещает задумчиво-прекрасные девичьи лица.

Вообще изображение горящей свечи – изумительное достижение живописца. Если вглядеться в это пламя, можно увидеть тончайшую смену около двадцати оттенков желтого, синего, оранжевого и других цветов. Свеча в картинах Васильева  – символ горения души человеческой, неугасимы светоч духовности личности.

В портретах Ф. М. Достоевского художник стремиться выразить самую суть характера и мировоззрения великого русского писателя. Только глубокий знаток его творчества мог так проникнуть в нравственный мир гения мировой литературы.

Еще одно откровение – портрет сестры Людмилы, прожившей всего 17 лет. Саркома. Портрет написан после кончины Людмилы в удивительной гармонии образа с жизнью леса. Такое же органичное слияние человека и природы явил Константин Васильев в картине “Лесной царь”. Орлиный взгляд человека, повернувшегося к зрителю, - взгляд подлинного властелина тайги.

Картина “Гуси-лебеди” по настроению близка знаменитой картине Васнецова “Аленушка”. Только героиня Васильева не в горе, а в умиротворении созерцания красоты, в мечтах о возвышенной и верной любви, которую символизируют два пролетающих белых лебедя.

“Человек с филином” – самая загадочная и таинственная из всех картин Константина Васильева. Это сложнейший философский символ – образ человека, воплощающего в себе народную силу.

Одна из последних работ К. Васильева – “Автопортрет”. В глазах художника – вопрос к будущему, к самому себе, к людям. Это и вопрос о смысле существования, и о сути искусства и необходимости его людям. И зрители отвечают признательностью. Вот лишь некоторые из записей книги отзывов от благодарных зрителей.

“Константин Васильев является блестящим выразителем национального духа… Его картины воспитывают чувство патриотизма, и они должны занять подобающее им место в Третьяковской Галерее. (Народный артист РСФСР, дирижер Большого театра ССР А. Жюрайтис)”.

От редакции : Художник всю свою жизнь не имел практически никакой поддержки от государства. Возможно потому, что никогда не писал на заказ, все его творчество шло от души, и он всю свою душу отдавал творчеству. Он успел написать за свою короткую жизнь столько картин, сколько многим художникам не удавалось за гораздо более долгие годы. Частенько его выставкам сознательно не давали ходу и чиновники и более “знаменитые” коллеги. Жизнь его оборвалась очень странным и трагическим образом при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах. Было много слухов и разговоров о том, что, возможно, это был совсем не несчастный случай. Но сейчас уже мы вряд ли сумеем узнать настоящие причины и подробности этого трагического события. Но вот оценить творчество великого художника, сделать его доступным для потомков, чтобы оно поистине стало народным достоянием, – это, наверное, главное, что может сделать государство, компенсируя свою невнимательность при жизни художника.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top