Традиционная культура Китая: мужество встать на сторону истины


В «Аналектах» Конфуция описывается Сянь Вэнь, император Северной Вэй (454 – 476 гг.), то есть император сяньби китайской династии Северная Вэй, который занимался фундаментальными вопросами права.

«Праведный человек не беспокоится, образованный человек не бывает растерянным, а герой не боится», – сказал Сянь Вэнь. Смелость является существенной добродетелью для учреждения идеального государства. Исторические записи рассказывают о многих храбрых людях как в западной, так и в китайской культуре.

В народных сказаниях говорится о 100 учениках Мо-цзы, без колебаний пожертвовавших своими жизнями ради истины. В период Воинствующих Государств (475 – 221 гг. до нашей эры) был воин Цзин Кэ, о котором сложена песня «Ветер устремился на запад и был очень холодным, но храбрый воин отправился с заданием, и пути назад не было». Задачей воина было убийство короля династии Цинь. Воин Сян Юй мучился от боли и горя из-за потери множества солдат и стыдился предстать перед своим начальником. Они все были храбрыми и бесстрашными. Цзы Лу, один из любимых учеников Конфуция, был отважным и искренним, но Конфуций сказал: «Он бесстрашен, но это не стоит упоминания». В действительности, Конфуций ценил другую форму мужества.

Мэн Цзы сказал: «Хочешь быть мужественным? Я слышал кое-что от Конфуция о том, как быть мужественным: если заглядывая в себя выяснишь, что праведность не на твоей стороне, даже если противная сторона является слабой личностью, я не буду ей угрожать. Если проверив свои чувства я действительно убеждён, что правда на моей стороне, я не остановлюсь, даже если противная сторона сильна». (Первый том «Гунсунь Чоу» – учения Мэн Цзы).

Старания Конфуция на благо человечества

Сократ в Афинах. Фото: ARIS MESSINIS/AFP/Getty Images Сократ в Афинах. Фото: ARIS MESSINIS/AFP/Getty Images Всю свою жизнь Конфуций наставлял своих учеников следовать определённым принципам. Согласно легенде, Конфуций был крупным и крепким, однако всегда добрым ко всем. Он был очень терпелив со своими учениками, а также скромен и разумен. Если он допускал ошибку, то извинялся перед своими учениками.

Когда династия Чжоу ослабла, Конфуций попробовал содействовать доброте и попытался убедить короля воспитывать людей правилами хорошего тона и музыкой.

Во время посещения государства Лу он попробовал пробудить его к новой жизни, но безуспешно. Тогда он стал ездить по всей стране, продвигая свои политические взгляды. Он отправился в государства Чжоу, Ци, Вэй, Цао, Чэнь, Кай, Сун и Чу, но властители не соглашались с его взглядами и высмеивали его. Он был окружен людьми, которые над ним насмехались и пугали его, и он чувствовал себя загнанным в угол и страдал от голода. Некоторые говорили ему, чтобы он сдался.

Но нисходящая спираль морального упадка людей не поколебала его. Клевета и плохое поведение не смогли изменить притязаний святого. Он видел своё предназначение в передаче своей культуры и считал необходимостью реализацию чистосердечия. Кофуций сказал своим ученикам: «Если бы в эти дни существовала добродетель, я бы не пытался вносить изменения».

Для распространения своих идей и воспитания людей Конфуций открыл первую частную школу. Всё равно, был ли ученик беден или богат, сообразителен или медлителен, все могли поступать в его школу. Когда его возраст приближался к семидесяти годам, Конфуций сконцентрировался на завершении и переработке некоторых исторических книг. Конфуцианство оказало широкое влияние на историю, культуру, на развитие личности и мышление людей в Китае.

Древние греческие мудрости Сократа

В 594 году до н.э. афинский государственный деятель Солон разработал республиканскую политику в форме гражданских выборов и юридических процедур. В те времена, однако, этика, высокая мораль и религия не считались особенно важными. Многие выбранные из фермеров и предпринимателей прокуроры признавали только закон и науку. Они не обладали сердцем, верящим в бога.

Сократ утверждал, что назначение философии не в понимании природы, а более всего «в осознании себя самого». Он способствовал осознанию Истины в жизни и осознанию необходимости моральной жизни. Он верил, что всё в мире устроено богом.

Сократ обращал внимание на этику и считал осознание добродетелью. Всю свою жизнь он провёл в диалоге с людьми и пробовал предупредить их от совершения ошибок. Он обращался к их чувству собственного достоинства.

В 404 году до н.э. демократия сменилась тиранией. Диктатор приказал Сократу арестовать богатого человека, чтобы отнять его имущество. Сократ отказался. Он не только воспротивился незаконному приказу, но и прилюдно осудил его.

Невзирая на власть и могущество другой стороны Сократ настоял на том, чтобы жить по своим принципам справедливости. Он не сгибался никаким незаконным социальным силам, чего многие люди не принимали.

Обвиняемый в «развращении молодёжи» Сократ, как записано Платоном, сказал перед Афинским судом:

«Так я иду своим путём, послушен Богу и предстаю перед судом веры каждого, гражданина или чужака, считающего себя мудрым. … Я говорю, что добродетель не исходит из денег, но из добродетели исходят деньги и всё добро в человеке как в общественной жизни, так и в личной. Это моё учение, и если это и есть доктрина, развращающая молодежь, то моё влияние в действительности разрушительно. Но если кто-то скажет, что это не моё учение, он говорит неправду. Поэтому я скажу вам, о, мужчины Афин: поступайте, как Анит приказал; если Анит не приказывал, то оправдайте меня или же не оправдывайте. Что бы вы ни делали, знайте, что я никогда не поменяю своего направления, даже если мне придется много раз умереть».

Те люди из прошлого, обладающие великой мудростью, до сего дня оказывают на нас большое влияние. Настоящее мужество исходит не из желания поспорить, а прежде всего, из желания остаться на стороне Истины. Пока придерживаешься Истины, даже предстоя перед властью и насилием, никогда не потеряешь мужества и не сдашься.

При жизни Конфуция и Сократа мораль, похоже, не была нормой, но эти двое не сдавались. Образ их мышления, в конце концов, приобрёл большое значение для будущих тысячелетий. Это мужество, сформировавшее их личность, создало культуру, сохраняющую мораль и нравственность для последующих поколений.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Правда о росте ВВП Китая
  • Известный журналист призывает отстаивать демократию Гонконга
  • Пекин задыхается от смога
  • Известный китайский экономист прогнозирует «зиму» в экономике Китая
  • «Русский» депутат из США Алек Брук-Красный: Постоянный контроль оппозиции и власти друг за другом и есть необходимый элемент демократии


  • Top