В России планируется создать рейтинг учебников


Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой в рамках проекта по мониторингу использования учебников и учебных пособий в школах создать в 2013 году автоматизированную систему для формирования федеральных списков учебников.
Фото: Mandy Cheng/AFP/GettyImagesФото: Mandy Cheng/AFP/GettyImages
В министерстве считают, что таким образом в перспективе может быть создан не только рейтинг учебников, но и целое информационное пространство, отражающее качество и востребованность учебных пособий.

По мнению проректора по учебной работе Университета «Синергия» Анастасии Ожгихиной, это шаг в правильном направлении. «Формирование учебного контента всегда было непростой задачей. И наверное, частота использования того или иного учебного материала в масштабах всей страны может свидетельствовать о его проработанности и качестве», — считает она.

В тоже время создание такого рейтинга не будет ограничивать права педагога использовать в своей работе весь круг учебных пособий, рекомендованных Минобрнауки. «В этом списке есть основная литература, и есть дополнительная. Преподаватель не может на свое усмотрение выйти за рамки этого списка, но поле для творчества даже по обязательным дисциплинам у него все равно остается», — отметила она.

Говоря об учебных пособиях и образовательных курсах для высшей школы, А. Ожгихина высказала мнение, что в этой области создание какого-то формального рейтинга является маловероятным.

«По вузовским учебникам гриф министерства отменили уже более 5 лет назад, оставив только гриф учебно-методических объединений (УМО), которым министерство образования делегировало такое право. Поэтому если мы планируем издать учебник, например, по макроэкономике, то мы обращаемся в соответствующее УМО, эксперты которого рассматривают материал и пишут заключение, присваивать свой гриф или нет. Соответственно, это будет отражено и на самом издании», — пояснила проректор.

Если говорить об учебных материалах, которые «Синергия» предлагает в рамках дистанционного образования, то на них гриф никто не ставит, потому что это авторские разработки.

«Определить рамки для такого рода учебного материала довольно сложно. Скажем, взгляд на современную макроэкономику у разных авторов может быть разным. Или кто, например, может поставить гриф на авторский курс по тайм-менеджменту, который разработал наш заведующий кафедрой известный бизнес-тренер Глеб Архангельский. Мне трудно представить, что кто-то может объективно оценить, хороший он или плохой, и вставить в какой-то мониторинг. Поэтому, на мой взгляд, нет необходимости ограничивать авторов курсов. Есть конкуренция учебных пособий, и соответственно, есть авторы, которых покупают, и которых не покупают. Даже гриф УМО в данном случае не будет являться решающим аргументом и гарантией качества», — считает она.

По мнению А. Ожгихиной, конечным критерием эффективности любого дистанционного образовательного курса может быть только один: студент должен получить знания по предмету в полном объеме и чему-то научиться.

«У каждого курса есть определенная цель, где-то это получение теоретических знаний, где-то приобретение каких-то умений и навыков, например, пользования фотошопом. Поэтому интернет-курс или учебное пособие должны помочь добиться этой цели. Создавать еще какую-то бюрократическую структуру, которая бы ставила грифы на эти обучающие программы, мне кажется, нецелесообразно. Это прямой путь к созданию некой монополии, которую не приемлет современное образование», — резюмировала проректор по учебной работе.

Информация предоставлена пресс-службой Московского финансово-промышленного университета «Синергия»


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Форум обсуждает насильственное извлечение органов государством
  • Умеем ли мы торговаться?
  • Бонсаи или возвращение к пониманию природы
  • Опасность субъективной оценки
  • Как завершить Катынскую трагедию


  • Top