Забастовка журналистов в Гуанчжоу и её последствия


Демонстранты держат баннеры и плакаты в поддержку журналистов газеты Southern Weekly возле офиса редакции в Гуанчжоу провинции Гуандун, 8 января 2013 года. Фото: AFP/Getty ImagesДемонстранты держат баннеры и плакаты в поддержку журналистов газеты Southern Weekly возле офиса редакции в Гуанчжоу провинции Гуандун, 8 января 2013 года. Фото: AFP/Getty ImagesВ Китае нет частных средств массовой информации. Большинство медиа-групп Китая находятся в подчинении комитетов коммунистической партии Китая (КПК) разных уровней.

Партийные газеты часто выглядят уродливо, а их содержание не привлекательно, если не противно. Они не имеют никакого рыночного потенциала и всегда зависели от принудительной подписки и субсидий государства.

Однако в Китае есть «реформированные» средства массовой информации, созданные как вспомогательные для партийных СМИ. Они отреагировали на рыночный спрос, но в то же время постоянно должны сверяться с «родительскими» медиа.

Такая модель не только облегчает финансовое бремя государства, поддерживающего крупные издания, но и гарантирует, что эти СМИ будут приносить прибыль и одновременно находиться под контролем КПК.

Среди успешных проектов есть такие, как газета Southern Weekly, которая стала «денежным деревом» для её владельцев.

Конечно, компартия держит такие СМИ на коротком поводке, как правило, их руководители назначаются «родительскими» партийными СМИ.

Кроме того, отдел пропаганды компартии имеет полномочия на прямое вмешательство в содержание выпусков, а также влияет на кадровые вопросы. Имеются и другие формы контроля.

Тем не менее, рынок имеет свои законы. Хотя структурно они являются частью системы, журналисты этих медиа имеют свои собственные суждения и интересы, так как они погружены в рынок и финансово независимы. Получается, что они неизбежно должны развиваться и всё больше и больше расходиться во мнениях с партийными органами пропаганды.

Некоторые вмешательства отдела пропаганды в публикации сильно снижают рыночные преимущества газет и оскорбляют профессиональное достоинство журналистов коммерческих изданий. Однако сильные и глубокие обиды в основном подавляются из страха перед гневом партии. В конце концов, существование издания в Китае зависит от настроения властей: оно может быть закрыто в любое время.

Восстание Southern Weekly

Southern Weekly является одним из первых рыночных СМИ в Китае благодаря своему географическому преимуществу. Газета издаётся в южной провинции Гуандун, которая на переднем крае по «реформам и открытости». Газета рассматривается многими как предвестник свободы и реформ, её ценят либералы вне системы и реформаторы внутри системы.

Southern Weekly добилась большого коммерческого успеха на протяжении многих лет (по данным сайта газеты, в настоящее время она выходит тиражом более 1,7 миллиона экземпляров, печатается в 19 городах, и подписка растёт на 15% ежегодно).

Southern Weekly имеет чёткие либеральные позиции: признание важности рыночной экономики, глобализации и верховенства права; соблюдение прав человека, защита общечеловеческих ценностей и проведение политических реформ.

Здесь вроде нет ничего экстраординарного. Следует сказать, что данные установки даже не превышают официальные заявления партийных лидеров и тем более не выходят за пределы разрешённого. Был момент, когда сама компартия требовала реагировать на чаяния социальных классов, чтобы продлить своё правление путём самонастройки на социальные изменения.

Например, так как Китай быстро развивается, возникающие социальные группы имеют свои права и интересы, которые надо признать.

Сочетание сильного влияния рынка, глобализации и информационной революции дали этим новым группам определённые ресурсы и средства, чтобы бросить вызов существующей системе. Это проявляется в растущих усилиях, направленных на защиту прав человека и борьбу с несправедливостью, к тому же в Интернете раздаётся всё больше голосов за реформы.

Для непрерывной пропаганды и контроля группа Southern Media Group, которая надзирает за Southern Weekly, прикладывает усилия по цензуре и подавлению «дестабилизирующих выбросов».

И тут Southern Weekly, несомненно, является главной мишенью. На протяжении многих лет журналисты газеты стали наиболее востребованными. Они привнесли определённый новый настрой в средства массовой информации и интернет-медиа-платформы по всему Китаю.

В статье «Вирус цензуры», опубликованной в New Statesman осенью прошлого года, г-н Чэн Ичжун, бывший главный редактор Southern Metropolis Daily (газета, подобная Southern Weekly), написал, что ужесточение цензуры и перестановка кадров проводятся уже на протяжении нескольких лет. Кульминацией этого стало назначение Ян Цзяня, заместителя начальника пропаганды провинции Гуандун, секретарём парткома Southern Media Group перед XVIII съездом партии.

Помимо смены руководства были приняты меры по введению партийных цензоров в редакционные комитеты, внедрению сторонников и информаторов в среду журналистов и проверке каждого номера перед публикацией.

Когда прошлой весной главным по пропаганде в провинции Гуандун был назначен То Чжэнь, ситуация с цензурой Southern Weekly значительно ухудшилась.

На прошлой неделе Southern Weekly сообщила, что в 2012 году по меньшей мере 1034 их статьи были либо сняты с публикации, либо переписаны под диктовку отдела пропаганды. Для еженедельника, который публикует в номере в среднем 40-50 статей, это означает, что половина его работы уничтожила цензура. Гнев, который, должно быть, копился в течение долгого времени и, наконец, выплеснулся наружу после скандала вокруг новогоднего выпуска Southern Weekly. Надежда на других

На позапрошлой неделе редакторы и журналисты требовали отставки То Чжэня и «правдивого» расследования переделки специального новогоднего выпуска.

Они опубликовали открытые письма, организовали сбор подписей и даже пригрозили забастовкой. На Weibo, популярном сервисе микроблогов Китая, якобы прозвучала государственная поддержка.

Однако 8 и 9 января появились признаки внутреннего раскола. Верх одержали консерваторы, и идея забастовки потихоньку исчезла. В четверг (10 января) всё было кончено, а в последнем номере газеты не давалось никаких объяснений по поводу развития ситуации.

Это означает только одно: отдел пропаганды выиграл, а восстание Southern Weekly потерпело неудачу. Не имея никаких прав и независимости, Southern Weekly, безусловно, не имела шансов на победу. Честно говоря, с момента, когда была достигнута договоренность (или что-то подобное), судьба либерального еженедельника была предрешена.

На самом деле, структура СМИ Китая ставит директоров по маркетингу в затруднительное положение. И крайне маловероятно, что журналисты предпримут единые коллективные действия против цензуры. Коммерческие СМИ Китая являются гибридом, верхняя часть тела которого является жёсткой системой, и нижняя — жидкой субстанцией, зависящей от рынка.

В той же газете, с одной стороны, есть издатель, главный редактор и редакционный комитет, которые подконтрольны компартии, а с другой стороны — у них также есть так называемые «свободные» журналисты.

Вряд ли можно ожидать восстания против системы от тех, кто является частью системы и зависит от неё. А те из них, которые на что-то решаются, легко идут на уступки.

Что касается «свободных» журналистов, то они не хотят идти на жертвы ради чего-то, что им не принадлежит.

И всё же у Southern Weekly был победный эпизод, когда сотни простых граждан из всех слоёв общества вышли на улицу поддержать её требования.

Кроме того, в уличных акциях призывы граждан отличались от требований журналистов Southern Weekly, которые на протяжении всего мероприятия хотели решать свои проблемы в пределах системы и даже использовали такие выражения, как «в полной мере уважать контроль партии над СМИ».

Впервые за 24 года мы вновь увидели баннеры и лозунги, призывающие к «свободе слова» и «конституционной демократии», а также к «снятию запрета на свободу прессы» и «отмене цензуры». В течение нескольких дней обстановка у офиса Southern Media Group напоминала праздник, и те молодые красивые лица глубоко впечатлили меня и дали мне надежду.

Очень скоро с первым крупным событием 2013 года было покончено. Мне кажется, что подобные действия нужно проецировать и в другие места, чтобы начались изменения. Свободным Китай могут сделать только люди, не входящие в систему.

*****

Мо Чжисюй – псевдоним Чжао Хуэя, диссидента и интеллектуала, проживающего в Пекине. Его часто публикуют в китайско-язычных изданиях, он известен своими критическими взглядами на китайскую политику и оппозицию.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Шицзин — «Книга песен» древнего Китая
  • Верховенство закона невозможно без ликвидации принудительного труда в Китае
  • В Пекине снова «опасный» воздух
  • Пекинский отдел пропаганды компартии содержит более 2 миллионов интернет-пропагандистов
  • В Китае произошло землетрясение


  • Top