Юй Шунь – император-гончар

Юй Шунь – император-гончар. Фото с сайта theepochtimes.com Юй Шунь – император-гончар. Фото с сайта theepochtimes.com

Юй Шунь (Яо Чунхуа) — один из пяти императоров Китая в древние времена, родом он из района, на месте которого сейчас находится город Чжучэн провинции Шаньдун. Император Шунь был очень талантливым и благородным человеком.

Шунь родился в бедной семье. Хотя он был потомком императора Чжуань Су, в пяти поколениях его семья находилась в низшем слое общества. Отец Шуня Гу Соу был слепым, а его мать умерла, когда он был маленьким. Гу Соу снова женился, и мачеха Шуня родила мальчика, его назвали Сян. Она плохо относилась к приёмному сыну и настраивала против него мужа. Несмотря на это, Шунь всегда проявлял сыновнее уважение к родителям, безоговорочно слушался их и был добрым и заботливым по отношению к ним и брату Сяну.

Согласно легенде, Юй Шунь внёс большой вклад в развитие китайского гончарного искусства. Для того, чтобы зарабатывать на жизнь, Шунь работал гончаром в деревне Чжуфэн на реке Хуанхэ (Жёлтой реке). История сохранила свидетельства о том, что «Шунь изготовлял кувшины и другие гончарные изделия, которые были красиво сделаны и без изъянов». Мастерство и техника Шуня были замечательными. Кувшины, которые он изготовлял, были мастерски выполнены, отличались красотой, имели разумную цену и были прочными. Он большое внимание обращал на материалы и методы изготовления, например, на температуру обжига, а также сам приготавливал и замешивал глину. Всем нравились кувшины Шуня. Многие гончары хотели учиться у Шуня, и он охотно делился с другими своими знаниями. Многие люди приезжали издалека, чтобы купить у него кувшины, и его продукция пользовалась большим спросом. Но Шунь не поднимал цену.

Технология использования вращающегося колеса для изготовления кувшинов Шуня распространилась по всему побережью Хуанхэ. Со временем многие гончары начали экономить на материалах и снижали качество ради прибыли. Они не замешивали достаточно хорошо глину и уменьшали время обжига керамики в печи, в результате чего керамические изделия становились хрупкими и разбивались после недолгого пользования.

Услышав об этом, Шунь поехал в город Вэй. Шунь использовал передовую технологию обжига и старался изготовлять прочные и надёжные кувшины. Он также красиво украшал и оформлял свою продукцию. Всем нравились его керамические изделия, многие покупали кувшины Шуня.

Другие гончары едва могли поддерживать свой бизнес, больше никто к ним не ходил. Они очень злились на Шуня и однажды устроили скандал. Шунь сказал им: «Вы думаете, что я приехал суда, чтобы соперничать с вами и отнять у вас ваших клиентов? Изготовлять кувшины или нет — это моё дело, но решать, покупать их или нет, это не моё дело. Если бы никто не покупал мои кувшины, я бы не мог заставить их делать это; если люди покупают мои кувшины, я не могу отказать им в этом. Пожалуйста, задумайтесь. Мы все изготовляем кувшины, но почему люди покупают мои кувшины, а не ваши? Почему это так?» Гончары ответили: «Твои кувшины прочные и имеют разумную цену. Наши кувшины хрупкие и дорогие. Поэтому люди покупают у тебя, а не у нас. Разве ты не намеренно противостоишь нам? Люди раньше покупали наши кувшины. После того, как ты приехал сюда, они перестали покупать кувшины у нас. Это произошло из-за тебя, а не из-за того, что наши кувшины хрупкие».

Шунь сказал: «Это неправда. Люди раньше покупали у вас, потому что больше не было никого, у кого они могли бы покупать их. Они были вынуждены покупать у вас. Разве это не так?» Гончары ответили: «Мы только хотим зарабатывать деньги и богатеть». Шунь ответил: «Богатство находится в доброте. Где вы можете найти богатство без доброты? Если я не обманываю других, тогда они также не будут обманывать меня. Для того, чтобы разбогатеть, вы обманываете других, продавая хрупкие кувшины. Однако все хотят зарабатывать деньги и стать богатыми. Если бы люди во всех областях торговли думали, как вы, и изготовляли плохие товары низкого качества, то вам пришлось бы тратить больше денег на другие необходимые вам товары! Без доброты не может быть богатства, тогда разве не мудро быть добрым?»

Гончары, кажется, поняли его и сказали: «Правда, что в последние годы качество многих товаров на рынке становилось всё хуже именно по этой причине». После этого разговора гончары последовали примеру Шуня и перестали изготовлять керамику низкого качества. Их кувшины снова стали прочными.

Когда мудрый и добрый человек правит страной, «мораль ставится на первое место и руководство становится мудрым». Шунь не использовал строгие законы и жёсткие наказания, осуществляя своё правление.

Книга «Исторические записи о пяти императорах» характеризовала императора Шуня следующим образом: «Когда Шунь был фермером на горе Ли, местные люди отдали ему их землю; когда он был рыбаком на озере Зэ, местные рыбаки позволяли ему жить в их домах; когда он был гончаром на реке Хуанхэ, керамические изделия в этом районе были хорошего качества. Где бы он ни работал, везде люди стремились к вежливости и доброте; куда бы он ни шёл, везде люди следовали за ним. Цивилизация и доброта в мире начались с Юй Шуня».

Исторические личности Китая


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В провинции Гуандун закроют трудовые лагеря
  • Секретный документ рассказывает о политике репрессий в отношении Фалуньгун в Китае
  • Китайские идиомы: Разговор морской черепахи с лягушкой из колодца
  • В Китае при бедности населения выбрасываются десятки миллионов тонн продуктов
  • Призыв к изгнанию китайских цензоров из США


  • Top