Оловянные солдатики — не просто игра для мальчиков и мужчин

Автор: 06.04.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27

В Эрмитаже до конца марта можно узнать о войне 1812 года, познакомившись с её участниками, точно воспроизведёнными в миниатюре. На заседании клуба «Матрица науки» в РИА Новости зам. директора Эрмитажа по науке Г. В. Вилинбахов поведал об истории и судьбе оловянных солдатиков, бережно расставив на огромном столе свою разнообразную коллекцию оловянных миниатюр. Тема встречи — «Большая история для больших и маленьких мужчин».

Странный этот город Петербург. То ли климат здесь такой, то ли Genius loci (Гений места) шутит, то ли неуёмные жители всё стремятся к широте знаний и впечатлений. Однако мало им таких мировых музейных гигантов, как Эрмитаж, Русский музей, обзаводятся всё новыми и новыми. В недавние годы появились, тоже не маленький, музей современного искусства Эрарта, маленький музей миниатюр «Левша», забавные — кошек, кукол и даже… варежек. Однако эксперты говорят, что возможны и даже нужны и другие, например, музей… оловянных солдатиков.

Это такие миниатюрные раскрашенные скульптурки из разных материалов? Нет, это плоские фигурки из олова, представляющие все армии всех времён, росточком не более 33 миллиметров. Зачем нужны эти старые детские игры в век компьютерных игр? Отвечает Государственный геральдмейстер России, дворянин в 12-м поколении Георгий Вадимович Вилинбахов.

Пространство детства

Рассказывая о своём детском увлечении, которое осталось на всю жизнь, геральдмейстер говорит: «Сначала просто играл с отцом, потом стал собирать. В солдатики я играю до сих пор, научил сына… Глядя, во что играют современные дети, мне их безумно жалко. У них отобрана возможность развивать свою фантазию, а это то, что потом пригодится в жизни».

Учёный вспомнил свое ленинградское детство 50-х годов и многообразнейшие дворовые игры «без затейника». Игры охватывали всё пространство двора и дома, поленницы, сараи, крыши и чердаки. «Это было пространство нашего детства», которое развивало. Забытые нынче «классики» и скакалки, русская лапта, «казаки-разбойники», клады под осколком цветного стёклышка. Всё это затевалось спонтанно, вокруг этого возникал богатый детский фольклор: считалки, поговорки, присказки: «Тай-тай, налетай, кто следующий?»

В ненастье дома также было чем занять свой любознательный ум. В играх присутствовала иерархия, соблюдались правила даже в игре в фантики. С возрастом возникал интерес к коллекционированию. «Весной на невских отмелях мы находили монеты и много прочего». Рождалась страсть к открытиям, толчком служили… спичечные этикетки. Они выпускались сериями, рассказывали об исторических событиях, новостях науки и техники, культуре. Собирательство марок, монет и прочего, обмен ими во дворе и в школе был процессом изучения мира. «Откуда мы, дети, узнавали о новых моделях самолётов или международных выставках? Со спичечных этикеток. Тогда каждое знаменательное событие отмечалось таким образом», — поясняет Г. Вилинбахов.

Игра в солдатики

«Мне повезло, — признаёт историк, — я родился в Ленинграде, здесь коллекционирование солдатиков было традицией». Об этом говорится в мемуарах таких известных людей, как граф А. Игнатьев, искусствовед А. Бенуа, академик Д.С. Лихачев. Последний вспоминал, как перед дубом Петра I шептал ему о своей детской мечте получить солдатиков.

Так это детская забава? Не только. Фигурки воинов встречаются у всех народов разных эпох. Они могли играть разную, в том числе, сакральную роль. Традиция оловянных солдатиков пришла из Германии, где их называют культурно-историческими фигурами. В XIX веке в Нюрнберге мастер Хайнрихсен ввёл стандарт роста для солдатиков и научился отливать их из олова. Раньше изображали воинов армий своего времени, а с этого периода стали делать фигурки воинов прошлых эпох. Для этого требовались знания истории. Этот исторический интерес возникал и у тех, кто собирал коллекции, расширялся кругозор взрослых и детей. Солдатики стали играть образовательную роль.

Мастера начали выпускать коллекции вслед за происходящими событиями, «включался в реальность и ребёнок». «Начиналась Франко-прусская война, и тут же появлялись солдатики, изображающие обе армии. И дети, слыша взрослые разговоры о том, что где-то произошло очередное сражение, тут же воспроизводили его на столе, а заодно учили историю, знаки отличия, учились тактике и стратегии», — рассказывает Г. Вилинбахов.

Постепенно «репертуар» расширялся, и мастера стали изображать различных героев, сцены охоты или праздников. Например, в коллекции рассказчика имеется сценка гуляний на русской Пасхе. Так фигурки начали становиться культурно-историческим явлением.

Оловянные солдатики «служат» историкам для воспроизведения сражений и даже помогают кинематографистам реконструировать подлинные сцены массовых боёв. В Доме учёных Петербурга после войны была создана секция коллекционеров солдатиков, действующая и сейчас. «Доклады историков часто иллюстрируются оловянными солдатиками», — рассказал Вилинбахов.

По словам учёного и коллекционера, музеи оловянных солдатиков имеются во многих странах. Такой может быть организован и в Петербурге, где много коллекционеров и любителей игры. Музей может стать и клубом для встреч и игр. Ведь компьютерные игры не могут заменить современным взрослым и детям знаний, пользы и радости от общения друг с другом и с оловянными солдатиками.

_________________________________

Издательство «Де Агостини» в Москве предлагает коллекции масштабных моделей для моделизма, которые станут интересными идеями для коллекционирования, оригинальными украшениями рабочего стола или креативными подарками для друзей и коллег. Приобрести продукцию можно через интернет-магазин.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА