Чубайс-старший о пути России


«Страна без прошлого не имеет будущего», — определил своё понимание положения современной России доктор философских наук Игорь Чубайс. В пресс-клубе «Зеленая лампа» в Петербурге он представил свою новую книгу «Российская идея», вышедшую в 2012 году. Книга уже отмечена дипломом конкурса Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство».
Игорь Чубайс. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)Игорь Чубайс. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Другой Игорь Чубайс

Активный политик пред- и перестроечного времени, преподаватель философии, ещё в советские годы Игорь Чубайс «был инициатором раскола КПСС изнутри и создания многопартийной системы». За что и был исключён из партии. Затем активный деятель московских неформальных объединений «Перестройка», член Московского народного фронта. В феврале 1990 года «орал, как оглашенный» на самом крупном, 500-тысячном митинге страны на Манежной площади, выступая вторым после Б. Ельцина. Пытался стать депутатом, но избраться ему не было дозволено. Из пояснения председателя избиркома: «Ты не мог, мы головой отвечали».

В отличие от брата, «не включившись в потребительское общество», продолжает углубляться в вопросы философии в поисках национальной идеи и пути для России. «Занимаюсь этим 20 лет», — говорит философ. Он автор книг, посвященных историческому пути России, инициатор введения в образование нового предмета «Россиеведение», который несколько лет успешно изучали школьники в Калининграде.

Эта наука, по убеждению И. Чубайса, поможет понять — кто мы и где мы находимся. Без этого понятия самоидентичности невозможно будет определить ориентиры дальнейшего и ответить — куда мы идем. Автор, приводя слова знатока нашей страны З. Бжезинского: «У России нет концепции бытия», считает, что «Россиеведение» даст этот ответ, иначе «у такой страны нет будущего». Сообщив, что аналогичные предметы изучаются в школах многих стран, И. Чубайс напомнил, что первым этим вопросом занимался Д. И. Менделеев.

За будущее России

Сегодняшний день России политолог воспринимает критически. Её ведут контрпродуктивно, если из такой богатой страны бежит капитал, считает он. Нужна наука «Россиеведение», как совокупность всех гуманитарных наук о России, которые помогут определить понятие «русской идеи». О ней в России говорят и спорят не первое столетие. Дискуссию начал ещё Ф. М. Достоевский 150 лет назад.

По мнению И. Чубайса, прежде всего, «русскую идею» «нельзя выдумать, её можно только выявить». Вслед за выявлением такого научного понятия, в обществе должна развернуться широкая дискуссия, ведь эта идея не может быть только русской, но общей для всех живущих в России. Только тогда она и станет объединяющей и дающей осознание себя, ориентиров и перспектив.

Во времена Достоевского «русская идея», по мнению философа, достаточно просто определялась, исходя из истории, как «православие, собирание земель и общинный коллективизм».

Эта парадигма существования России в прошлые века была разорвана 70-летней советской властью, которая уничтожила все государственные институты и сама канула в лету в 1991. Однако эта философская триада претерпела кризис ещё в начале XX века. Именно эта утрата ясной национальной идеи привела к Октябрьской революции.

Этот разрыв до сих пор существует и в коллективном сознании нынешних граждан, которые не могут определить для себя, наследниками какого прошлого они являются – российской империи или советского режима.

Без этого осмысления невозможен консенсус в обществе, что, в свою очередь, сделает невозможной и общую дискуссию. Однако консенсус не означает, что нужно забыть эти 70 лет. Нужно дать им оценку и помнить их, чтобы призвать к ответу тех, кто совершал страшные преступления, и постоянно извлекать уроки. Именно такие судьбоносные вопросы в современной России, в отличие от многих стран, не обсуждаются, и «нет ответа о советском периоде и о Сталине». Автор называет сегодняшнюю ситуацию «винегретом, а это разрушение, которое ведёт к моральной деградации».

Поэтому И. Чубайс считает, что ликвидировать этот разрыв в менталитете и государственности, нужно только мирным путём, осмысляя историю, работая над ошибками и возвращаясь к духовным ценностям, модернизировав их: «Нужно трансформировать систему российских правил и вписать их в современную жизнь». Он ставит во главу угла понятия «историзма, обустройства, духовности и демократизма». Под духовностью автор понимает не призывы современной православной церкви, а высокие морально-нравственные ценности.

«Если мы не знаем, где мы находимся, куда мы пришли, то в таком случае мы не можем выстроить концепцию будущего, у такой страны нет будущего», — настаивает Игорь Чубайс, подчёркивая, что это путь осмысления российской идентичности.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Московской гимназии исполнилось 120 лет
  • Адвокат Ирина Цветкова: Ужесточение закона «Об оружии» — «выстрел в воздух»
  • Самые изумительные звуки в мире
  • Липецкая металлургия стала гарантом экономической стабильности региона
  • Стрельба в Ньютауне: размышление об американской эстетике

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top