Три рекламы

The Epoch Times13.02.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:14
Сегодня скажем несколько слов о рекламе, поскольку каждый из нас, соавторов, имеет к ней хотя и весьма разное, но прямое отношение, и отнюдь не в качестве пользователей.
Фото: Mario Tama/Getty Images
Фото: Mario Tama/Getty Images
Ни для кого не секрет, что эффективность рекламы во всём мире снижается. Потребитель перенасыщен клаттером, в котором пребывает круглые сутки нон-стоп. В этом информационном гвалте все сложнее уловить зов конкретной торговой марки. Одновременно растёт, даже без учёта инфляции, цена рекламной кампании.

Но реклама в конце концов призвана продавать. Поэтому по мере падения эффективности кампаний возрастает их число. Рекламистам приходится выискивать новые и новые методы «запустить червя в мозг потребителю».

Приведём данные по США: у 65% американцев реклама ассоциируется с «бомбардировкой», 59% вообще сомневаются в нужности рекламы, а 70% проявляют интерес именно к тем технологиям и продуктам, которые смогут оградить их от рекламы. Едва ли ситуация в России чем-то лучше.

Возможно, так называемые New media являются той инновационной составляющей, которая всё чаще становится основой конкурентных стратегий. New media – медийная продукция в цифровом формате (тексты, баннеры, аудио– и видеоролики), распространяемая по сетям и предоставляющая пользователю возможность интерактивности (т.е. обратной связи). Однако New media следует уметь правильно пользоваться также, как привычной телерекламой, а здесь мы натыкаемся на те же самые риски «недонесения» рекламного призыва, что и с обычной рекламой.

Рассмотрим три характерных типа рекламных ролика. Сразу оговоримся, что саморекламу телеканалов мы здесь вообще не рассматриваем из-за полной её бессмысленности и безнадёжности.

Первый и самый массовый рекламный тип назовём шаблонным (подражательным), т.к. тут царит сплошное однообразие. Потребитель видит «несомненное» преимущество рекламируемого продукта с неизменным слоганом и, разумеется, пэкшотом: скорее покупайте, это лучшее из лучшего, просто чудодейственное средство.

Подобные ролики настолько преобладают на ТВ, что даже нет смысла приводить их примеры. Ну разве что парочку – просто не удержаться. В ролике одной из сетей быстрого питания герои до отвала наедаются рекламируемой и очень сытной продукцией, после чего принимаются заниматься… эквилибристикой (акробатикой). В другом ролике от убогой рифмы-нескладухи зубы воротит: «В животе шум и гам – принимай эспумизан!»

Второй тип рекламных роликов назовём срединным, промежуточным. Здесь общая сценарно-режиссёрская посредственность дивным образом уживается с, извините, элементарной глупостью. Абсолютно ничего умного не сказано, но все окупается исполнительским мастерством артистов (или известных мультперсонажей). На первом плане, как правило, селебретис, т.е. знаменитости, звёзды (свадебные генералы). В любом случае, фирма, двигаясь посредственным курсом, потеряет рынок. Самый характерный пример – реклама мебельного комплекса «Гранд».

В заключение – третий, последний вариант: реклама настоящая, умная, креативная, которая в подавляющем меньшинстве. Дабы нас, соавторов, не обвинили на этих страницах в рекламе чего бы то ни было, приведём лишь один пример: серию роликов «Папа может все, что угодно» из рекламной кампании «Останкино». Додумались же ребята, молодцы!

Отчего же так получается: у одних ролики серенькие, другие ролики «вытягиваются» за счёт звёзд (что само по себе сильно удорожает кампанию), а у третьих выходят маленькие шедевры, блистательные мини-пьески? Чтобы это понять, придётся ответить на вопрос: кто на кого и у кого, собственно, учился? Иными словами, какими путями люди приходили в рекламу?

Первая волна, понятно, хлынула в 1990-х, когда народ хватался за любую работу. Это отнюдь не значит, что все рекламисты первого набора поголовно оказались никуда непригодными: многие нашли в рекламе свое призвание и по сей день успешно руководят даже целыми процветающими фирмами.

Вторую волну назовем условно «обученцами», т.е. людьми, получившими профильное образование на отделениях и факультетах рекламы. Немногие из этих будущих профессионалов рынка стали настоящими профессионалами рекламисты. Тем не менее, они также привнесли в отрасль знаний и умений.
Третья волна: рекламщики от Бога, прирождённые умельцы изящно и красиво продать всё что угодно. Соответственно, и ролики получатся у первых, вторых и третьих плохонькие, средненькие и первоклассные – соответственно. Но если бы было всё так просто! У всякого рекламиста есть начальство, а у начальства заказчик – это железобетонная стена.

Начальник всегда точно знает, как надо, чтоб было правильно. Главная идея любого начальника – сделать такую рекламу, чтобы потребитель немедля же опрометью кинулся за рекламируемым продуктом. В конце концов, заказчик – не рекламист. И копирайтеры креативят в рамках поставленной им задачи и собственных сил, независимо от полученных (или полученного) образования и таланта.

В итоге из жалких, сочинённых начальником на кухне в тандеме с супругой, жалких фантазий рождается ТЗ (техническое задание), выполнить которое под силу разве что медведю (уж простите нас, косолапый) – нелепица пафосная, зато абсолютно политкорректная.

Еще худшая версия – сам клиент (заказчик) вообще не определился: а чего он, собственно, хочет? Выходит так, что копирайтеру нужно пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что. Так, в нашей практике имелся случай, когда утверждённое ТЗ поздно вечером отправилось в рекламное агентство. И вдруг наутро объявляется торжествующий заказчик со сногсшибательной вестью: «Пока вы все тут ночью спали, я придумал креатив, вот, смотрите!» Излишне говорить, что получилось у нашего дилетанта нечто чудовищное, но приказ есть приказ, и заказ ушёл-таки в рекламное агентство.

Резюмируя, можно уверенно констатировать, что, как правило, клиент не определился с собственными предпочтениями. Поэтому опытные рекламщики уверены: их клиент обычно неправ, но… приходится ему подчиняться. Вывод единственно-возможный для многих специальностей (а не только рекламы) – при изготовлении вывесок доверяйтесь профессионалам.

А иначе рекламодатели спросят себя: «Зачем же мы пошли на поводу у собственных вкусов и эмоций? Никто ведь нас не заставлял!».

Помните, дамы и господа, стальное правило: чем изощрённее дурная реклама, тем хуже рекламируемый продукт, и тем скорее он погибнет, невзирая на все ухищрения рекламистов.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА