Оптимизация вуза

Автор: 20.02.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:14
18 февраля, накануне 114-летия одного из старейших вузов России, Политехнического института, теперь Национальный исследовательский Государственный Политехнический Университет, его ректор А. И. Рудской рассказал в РИА Новости Петербурга об оптимизации этого «одного из знаковых технических заведений России».
Ректор Политехнического университета, членкор РАН, А. Рудской беседует с журналистами. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Ректор Политехнического университета, членкор РАН, А. Рудской беседует с журналистами. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Понятие оптимизация стало основным в серьезном преобразовании, точнее сказать, в появлении нового вида высшего учебного и научного заведения. С 1 февраля в университете исчезли факультеты и появились институты. Председатель Совета ректоров Петербурга В. Васильев назвал его «огромным социальным пространством».

«Время в России диктует то, что происходит сегодня в нашем университете», — убеждён Андрей Руцкой, оптимистически уточняя, что «промышленное развитие [России] началось и требуется опережающий подход к инновационному этапу жизни». Молодой специалист, закончивший вуз, не может нынче, как в прежние годы, месяцами «входить» в производственный процесс. Он должен не только обладать бóльшим объёмом знаний, чем ждут от него на практике, но и уметь применять их. «На предприятие должен прийти специалист-новатор XXI века», — поставил цель перед своим коллективом Андрей Руцкой.

Причина преобразований

А. Руцкой не открывает тайны, говоря, что в стране «за последние десятилетия происходили деструктивные процессы, коснувшиеся всей системы высшего образования России». Научные и преподавательские кадры старели, талантливая молодежь уезжала за рубеж, изучая разговорный английский по скайпу, или шла в бизнес, число студентов инженерных направлений сокращалось. Часто конкурс на поступление в вуз был минимальным. Известно, что это общее явление для России. За последние пару десятилетий, как и в других вузах, в Политехе появились и непрофильные факультеты. «Думаю, что это беда не только нашего вуза, — говорит он. — Но мы решили исправить ситуацию как можно скорее».

Структура Политехнического также стала абсолютно нежизнеспособной. Соединившись с Институтом машиностроения, он вырос до 28 факультетов. На некоторых из них работали не больше ста человек. «Стало совершенно очевидно, что так дальше продолжаться не может», — сделали вывод в вузе и несколько месяцев разрабатывали его реструктуризацию.

Укрупнить и упростить

Было решено объединить факультеты и преобразовать их в институты. «Встала задача по созданию полноценных структур с единой образовательной программой, что могло бы позволить проводить занятия, как это и было в старые добрые времена, в аудиториях с большим количеством студентов», — говорит ректор. Очень важно, что в этих условиях появляется возможность приглашать для таких поточных лекций ведущих специалистов России и мира.

Разумеется, новая уплотнённая структура привела к необходимости решать чисто человеческие, социальные вопросы: занятость и преподавателей, и административно-управленческого персонала, то есть к их сокращению.

Этот всегда болезненный вопрос, решается путём аттестации всех сотрудников. Положения по аттестации разрабатываются для каждой группы. С начала следующего учебного года будут проводиться регулярные ежегодные тестирования, способные объективно подтвердить профессиональный уровень сотрудника. «После тестовой проверки мы не собираемся кого-то увольнять, но люди будут разделены на квалификационные группы, и от того, в какую из них попадут сотрудники, будет зависеть их заработная плата», — отметил он.

В последние пять лет изменяется количество и состав абитуриентов. Сегодня более 60% студентов – это молодые люди со всей России. Потому университет строит новые общежития, одно на 700 мест для студентов, другое для аспирантов.

Зарабатывать на науке

Ректор считает, что на науке можно и нужно зарабатывать. Это также одна из важнейших новых концепций для российского образования. «Если сотрудник университета хочет хорошо зарабатывать, он должен активно заниматься научной деятельностью. Кто же её оплатит? Мы должны активнее взаимодействовать с промышленными предприятиями», — отвечает А. Руцкой. Это направление университетской науки сейчас всё более востребовано, т.к. «за последнее десятилетие в нашей стране исчезло большинство НИИ, и эту нишу сегодня должны заполнить университеты», считает ректор. В Политехе этим занимается Объединенный научно-технологический институт. В его задачу входит доведение научных инноваций до создания опытного образца изделия, которое в дальнейшем будет производить промышленное предприятие.

Скорее всего, любой россиянин знает, как много научных идей и открытий рождается в головах выдающихся отечественных учёных, но для их разработки часто не достаёт специального оборудования.

Политехнический университет делает шаг и в этом направлении. Лаборатория нанобиотехнологий имеет такие уникальные возможности для исследований, что для работы в ней из США вернулась группа молодых учёных. «Научный мир… с каждым годом становится всё более и более открытым!», — подчёркивает учёный. Например, для работы на уникальной установке «Лазерный пинцет» (так называется оптическая ловушка дл изучения структуры белков) приезжают ученыё и Германии и Франции.

Сегодня в университете готовят специальное помещение для установки суперкомпьютера Ломоносов российского производства, который вуз получил в качестве награды.

Всё это и создаёт у ректора университета уверенность в будущем, если он заявляет: «Мы можем и должны зарабатывать миллиарды», и добавляет: «Мы не революцию совершаем, а оптимизируем управление и обучение».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА