Тофик Шахвердиев: Надо дать оценку сталинизму как преступлению

Накануне 5 марта, даты смерти Сталина, в Сахаровском центре в Москве состоялся показ документального фильма известного кинорежиссёра Тофика Шахвердиева «Сталин с нами?», который в мае 1990 года был отмечен премией Гран-при на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.

Надо дать оценку сталинизму

Тофик Рзакулиевич Шахвердиев — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и фотохудожник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Фото предоставлено Тофиком Шахвердиевым

На дискуссии поднимался вопрос, почему и через шестьдесят лет со дня смерти Иосифа Сталина (Джугашвили) число сталинистов в стране не уменьшается. Причину, вероятно, надо искать в социальной нестабильности, которая порождает необходимость отвлечения людей от насущных проблем. Время от времени политики будоражат людей вопросами о значении и роли Сталина в истории, захоронении Ленина и тому подобными.По словам автора фильма, знак вопроса в его названии заставили поставить в Госкино. Несмотря на фестивальный успех, фильм «Сталин с нами?» (Приз «Голден Гейт» в Сан-Франциско) не был показан на российском телевидении, хотя в годовщину смерти Сталина в течение нескольких вечеров показывают официальное «нечто» с тем же названием.

 

В интервью с Тофиком Шахвердиевым, работы которого отмечены многочисленными Гран-при на международных кинофестивалях в Италии, Югославии, США, Франции, а также дважды высшей наградой Российской академии киноискусства «Ника» за фильмы «Марш Победы» в 2001 году и «Мой друг доктор Лиза» в 2011 году, мы продолжили разговор на эту тему.

- Тофик Рзакулиевич, в фильме «Сталин с нами?» Вы показали людей с определённой жизненной позицией, известной как сталинизм. Сохранился ли для Вас смысл этого понятия через двадцать лет после выхода фильма?

 

Т.Ш.: «Сталинист» по природе своей – человек толпы, т. е. человек, который нуждается в некоем особом идеологическом поле. Ему необходимо сознание того, что он причастен к чему-то великому, сильному, победоносному, и он готов вместе с другими идти в том направлении, которое ему укажут. Без этого он колеблется, как стрелка компаса.

 

«Антисталинисты» по природе своей – индивидуалисты, эти люди самостоятельны, они не поддаются внушению. Когда снималась сцена с гипнотизёром, всех желающих из зала приглашали выйти на сеанс гипноза. Вышло человек сто. Гипнотизёр по ходу делал какие-то движения, а сзади шёл ассистент и подхватывал тех, кто впадал в транс и мог упасть.

 

Половина публики на сцене оказалась внушаемой. Я хотел тоже на себе почувствовать влияние гипноза, гипнотизёр делал какие-то манипуляции со мной, но у него ничего не получилось. Внушаемые люди склонны к тому, чтобы быть в партии, в каком-то движении, тогда они чувствуют, что общая сила передаётся ему, и он чувствует себя сильным.

Не зря в советское время основным положением в воспитании людей был интернационализм, коллективизм, когда все вместе, составляют одно целое, почти то же самое, что и фашизм.

 

Так сложилось исторически, что Россия до революции была крестьянской, потом случилась война, которая измучила народ. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они пошли за большевиками, которые обещали народу дать землю, мира и хлеба.

 

Призывы большевиков покончить с разрухой, их обещания дать людям справедливое распределение благ повлияло на то, что революционеры победили.

 

- Какая роль в этом движении отводится лидерам?

Т.Ш.: Это, скорее, не заслуга лидеров, а их заблуждение, что мы вместо коммунизма построили коммунальную систему, а в любой коммуналке образуется какой-нибудь лидер, который захватывает себе большее пространство, запугивая соседей.

 

Эти люди не могут жить, если они не верховодят другими. Тогда это были коммунисты, которые рвались к власти, они есть среди нас и сейчас, но в другом обличье. Не было бы Ленина, был бы кто-то другой, но выбивается вперёд не самый благородный, не самый умный, но самый энергичный, можно сказать, самый демагогичный.

- Фильм состоит из фрагментов, на первый взгляд не связанных между собой. Постепенно понимаешь, что все эти люди из разных слоёв общества подтверждают «сталинизм». Как, по-вашему, что есть общего между ними?

 

Т.Ш: Я бы сказал, что их всех объединяет рабская психология. Раб гордится тем, что он служит деспоту. Деспот его бьёт, но он его и кормит. Раб знает, что если его хозяин сильный, жестокий, непобедимый, то часть этой силы передаётся и ему. Это наполняет раба чувством собственной значимости. Люди, которые попадают под это обаяние силы, сплачиваются и становятся похожими друг на друга в толпе.

Человек толпы – это особая порода людей. Когда он один – это одно, когда в массе – он другой. Вот русские люди в большинстве своём добрые, щедрые, весёлые, талантливые и музыкальные, но именно Россия подчинила себе одну шестую часть мира. Кораллы тоже сами по себе, безобидные, но когда они разрастаются, становятся утёсом, угрозой для танкеров.

pagebreak}- Некоторые аналитики утверждают, что коммунизма у нас не было, что якобы большевистские идеологи извратили идею коммунизма.

 

Т.Ш.: У нас действительно не было коммунизма. Евреи прекрасно воплотили идею коммунизма в кибуцах. Когда им было трудно, вокруг были враждебные арабские поселения, там создавались первые ячейки на месте Палестины (нынешний Израиль), и тогда эти принципы коммунизма их спасли. У них действительно было всё общее, они не получали зарплаты, был общий котёл, из которого каждый брал столько, сколько было нужно.

 

Евреи, которые верховодили у нас, в российских условиях не смогли осуществить коммунистические идеалы. Израиль расположен на высушенных болотах, вместо земли там камни и пустыня, и в этих ужасных условиях, в окружение врагов, коммуна для них была спасением. А у нас коммунизм насаждался насильно, у зажиточных крестьян («кулаков») и так называемой «буржуазии» отбирали нажитое добро, отбирали земли и дома. Можно сказать, это была пародия на коммунизм.

- Но ведь идеология борьбы и жёстокого подавления – не новая? Почему она захватила умы огромного большинства?

 

Т.Ш.: У большевиков была идея, что мир живёт неправильно, что богатые владеют фабриками, заводами, а рабочие трудятся и получают мало. Маркс построил свою теорию на том, что жизнь определяется экономикой производства. Производство направлено на то, чтобы одни богатели, другие беднели, и чтобы это исправить, надо сделать так, чтобы те люди, которые работают, руководили производством.

 

Они думали, когда отберём у богатых средства производства и их накопления и отдадим людям труда, то эти люди смогут более разумно и производить, и делить продукты.

 

Почему Америка живёт лучше, чем Россия? Советские коммунисты считали, что всё зависит от социальных условий, а человек, на самом деле, благороден, честен и чист, хочет добра и справедливости, только надо поменять экономические условия, и для этого нужна была революция. А в Америке исходят из того, что человек грешен, опасен, и придумали законы, через которые человек не должен переступать. Построили институты власти: суд, полиция, конгресс, президент. Все они работают на то, чтобы человек соблюдал общие правила.

 

 

Оуэн на все свои сбережения построил фабрику и сказал рабочим: теперь это всё ваше, будем всё делать сами, вместе будем и отдыхать, и веселиться. С досугом и развлечениями получилось неплохо, а с производством всё провалилось – фабрика закрылась, люди обеднели. Человеку, как биологическому существу, необходимы строгие общепринятые рамки, которые он должен соблюдать.

- Вы считаете эти меры достаточными?

 

Т.Ш.: Да, вполне, если есть неподкупная полиция, нормальный суд и выборы. Демократические страны, у которых всё это есть, живут более продуктивно и комфортно, чем мы. У нас в стране нет выборов, суда, парламента, не соблюдается конституция, как можно требовать порядка? Сейчас, даже если кто-то и захочет что-то сделать, это будет невозможным в этих условиях. Масса людей требует, чтобы были какие-то правила, пусть строгие, но ясные.

- Могут ли моральные принципы, нравственность служить сдерживающим фактором миропорядка?

 

Т.Ш.: Если проповедовать моральные устои, то ничего не получится. Нравственность – это производная того, как мы живём. Если каждый делает что хочет, то, сколько ты ему не тверди про духовность – это бесполезно. Нравственность прививается, если живёшь в нравственной среде. Это идёт от практики совместной жизни, а не от прописанных заповедей.

 

В школе детям говорят, что человек должен быть добрым, а потом из них, случается, вырастают и воры, и убийцы, хотя они и молятся, и кресты носят, и называют себя православными верующими.

 

- На словах мы строим демократию, а на деле, выходит, у нас своя специфика? Почему никакие стандарты неприемлемы для нашего общества?

 

 

Т.Ш.: У нас в стране демократия построена давно, основательно и навсегда, но она существует на узких полосках нашей территории – на дорогах. Правила дорожного движения – образец того, что мы называем демократией, т. е. на дороге за рулём я не нарушу правила, не сделаю того, чтобы мне и другому было плохо. Живи сам и дай возможность жить другим, а для этого надо соблюдать правила, которые мы все вместе выработали долгой совместной жизнью.

Мы живём среди миллионов, и я обязан вести себя согласно этому кодексу, в то же время мы свободны в рамках этой необходимости. Это не противоречит ощущению свободы. Другое дело, когда тебе запрещают думать по-своему, говорить по-своему, это – ограничение свободы.

 

Жизнь – это общественное движение, и надо соблюдать правила общежития так же, как мы вынуждены соблюдать правила движения на дорогах.

- Сталинисты как раз считают, что при Сталине был порядок, которого нет сейчас, в то время как антисталинисты с ужасом вспоминают те времена, в которых не было свободы.

 

Т.Ш.: Это происходит потому, что правила были неестественными, искусственными, т. е. ты не мог никуда уехать, колхозник не имел паспорта, рабочий не имел права перейти с одного места работы на другое. Во время войны был издан приказ строить заградительные отряды, которые стреляли в своих же, если те отступали.

Это не те правила, которые мы готовы принять разумом и душой, это правила, которые навязаны сверху, и люди не в состоянии были их принять. Но всегда находились такие, которые сами не шли в атаку, но говорили: «Подумаешь, заградительные отряды». Такие люди отделяют себя от других, относятся к другим, как к жизни вне своей жизни.

 

Для сталиниста характерно представление, что он будет жить на этом пятачке, его здесь всё устраивает, потому что система обеспечивала ему минимум. В моём фильме есть кадры, где я снимал зэков в колонии. Они обеспечены едой, ходят строем, не надо искать работу, крыша над головой есть, живи – не хочу. Есть и такие, которые, выйдя на свободу, совершают кражу, чтобы опять вернуться туда, потому что они лишены социального навыка.

 

- Мы снова вернулись к психологии раба, сколько нужно времени, чтобы освободиться от этого наваждения?

 

Т.Ш.:Мы так живём, потому что не стряхнули с себя коммунистическое давление. Те люди, которые сейчас находятся в окружении Путина, они бы были в Политбюро ЦК КПСС при той системе. Изменились правила игры, хотя на самом деле те же самые люди по-прежнему у власти. Кто хочет вернуться в СССР, кто хочет его реставрации? Это, в основном, мало просвещённые люди пожилого возраста, а интеллигенция, одарённая её часть, выступает против сталинских форм правления, равно как и против путинских.

Посмотрите, кто стоит на стороне Кремля, а кто на стороне оппозиции? Послушайте, как мастерски, артистично могут излагать свою мысль такие талантливые люди, как Каспаров, Быков, Шендерович, и как скучно, бездарно говорят другие, боятся дискуссий, избегают диалога.

 

На передачах у Соловьёва, Мамонтова нам показывают имитацию дискуссии, идёт дуракаваляние, а других не пускают на телевидение. Чтобы уйти от этого, надо запретить участие в общественной и государственной работе всем коммунистам, чекистам, другим бюрократам, которые состояли когда-то в компартии, как в своё время это сделал Саакашвили в Грузии.

 

Я живу в плохих условиях, но я продолжаю делать кино, выигрывать какие-то призы, награды, признание зрителей, у меня есть тяга что-то делать независимо ни от чего. Но основная масса населения лишена шанса когда-нибудь вырваться из нищеты, и у неё нет причины стараться делать своё дело всё лучше и лучше.

 

80% населения живут на минимуме, они не могут мечтать ни о хорошей машине, ни о хорошей квартире, ни о хорошем образовании детей, как бы они ни старались работать. От их усилий, трудолюбия, таланта, других достоинств ничего не зависит.

 

- У западных людей есть представление, что наш народ не любит работать, это противоречит тому, что вы сказали?

 

Т.Ш.: У нас не любят работать, потому что у большинства нет перспективы добиться благополучия, нет надежды что-нибудь изменить. Я кинорежиссёр, мне интересно что-то делать, и я делаю независимо ни от чего. А другие люди, которые выполняют малоквалифицированную работу, всегда будут получать ровно столько, чтобы иметь возможность выжить.

 

В США приезжий русский первые годы трудится, из кожи вон лезет, а через пять лет у него и домик в кредит, две-три машины стоят во дворе и дети все в колледжах. Там простой работник больше поработает, больше и получит, может накопить денег, а у нас такой возможности нет.

 

- Надежда умирает последней, не хотелось бы на этой печальной ноте закончить наш разговор. Что, по-вашему, необходимо сделать нам всем?

Т.Ш.: Надо сделать то, что сделала Германия в своё время: все, кто был причастен к гитлеровскому режиму, не имели права принимать участие в государственных делах. И это правильно, люди, причастные к этим формам управления, не должны быть допущены к управлению государством. Они всё равно будут тянуться к старому. У них растут дети, они будут поступать так же, как их родители, и это будет повторяться очень долго.

 

Надо дать оценку сталинизму как преступлению, и не только убрать коммунистические символы, но и запретить таким людям заниматься государственными делами. Только тогда у нас будет надежда.

- Большое вам спасибо за разговор, желаю Вам творческих успехов в дальнейшем.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Как функционирует валютный рынок
  • Отбор и прием на работу операторов видеонаблюдения
  • Выставка о падении метеорита открылась в Челябинске
  • Масштабные учения МЧС начались на юге России
  • Продать свои органы и рассчитаться с задолженностью предложил банк своему клиенту


  • Top