Маргарита Белова «К будущему без коммунизма»

Путь к будущему без коммунизма в стране, прошедшей через  опыт социализма, очень непрост. Я думаю, что 20 век  — это ужас и провал русской истории. Однако это не для всех очевидно. Есть много взрослых людей, ностальгирующих по советской жизни.

Постепенно все ярче заявляют о себе совсем не маленькие группы юношеского возраста, заявляющие о своей приверженности к советской идеологии, а значит, идеологии коммунистической. Разумеется, во многом здесь сказывается юношеский максимализм, своеобразно выраженное стремление к поискам истины. Кроме того, эпатаж, желание быть замеченным, выделиться из остальной среды. Здесь надо иметь в виду и ложно понятый патриотизм. Почти все революции «придумывали» немолодые люди, но использовали энергию, энтузиазм и неукорененность молодых.

Что касается ностальгии пожилых людей, привыкших к тираническому порядку в советские времена и жаждущих возвращения железной дисциплины и примитивно по-советски упорядоченной жизни, то здесь часто ничем не поможешь. Это дело самих этих взрослых людей: разобраться и понять то, что было в их жизни или остаться на прежних прокоммунистических позициях. Важно, чтобы эта их позиция не проявлялась в форме агрессии или террора.

Иное дело юное, подрастающее поколение. Им выбирать будущее, мировоззренчески укореняться и отстаивать будущее без коммунизма.  Отрочество и юношеский возраст — время созревания и становления не только физического, но и идеологического, мировоззренческого. Всю ответственность за воспитание и образование детей должны взять родители, школа, СМИ – все взрослые, понимающие трагическую безысходность коммунистического миропорядка.

Будучи работником сферы образования, я убеждена в том, что фундаментом мировоззренческого становления молодого человека должна быть школа.

В школе ребенок не только получает знания, но и развивается эстетически и этически, получает представления о духовном и о том, что этому духовному противостоит. Однако для того чтобы выбирать, надо знать традицию, уметь выбирать полюса. Надо сказать, что в советское время школа была важным идеологическим инструментом. В советской школе полюса «хорошо» и «плохо», «духовно» и «отвратительно» были перепутаны. 

Интерпретируя события истории и художественные произведения, давалась выверенная с точки зрения коммунистических идеалов оценка. А учителя оказывались социально ангажированными системой. Теперь этого нет. Ушли из школы прежние советские, коммунистическими замеры, идеалы и правила? Ответить на этот вопрос положительно пока трудно. Преподают в школе те же учителя и их ученики, закончившие советскую школу. Часто звучат неглубокие, невыверенные, искаженные сведения и даются неаргументированные оценки, рассчитанные на простое запоминание. Дети чувствуют неправду, неубедительность изложенного и дистанцируются, предпочитая другие источники информации и просто «уходя» в запретные развлечения.

Задачу дать  иные широкие, философские, гуманистические мировоззренческие установки должен решить новый учитель, новые учебники. Материал в новых учебниках (серия «Гимназия на дому Русская литература. Издательство «Дрофа») дан не пресно, вяло и внеисторично, а живо, аргументированно, полемически остро. Например, начиная раздел о литературе ХХ века, мы вводим главу «Литература и время. Век ХХ».

Мы призывает порассуждать о тех мировоззренческих переменах-«перевертышах», которые произошли в революционное и послереволюционное время. Мы побуждаем сравнить пафос двух гимнов «Молитва русского народа» (больше известный под названием «Боже, Царя храни!) и революционного Интернационала. Ребята исследуют революционные и послереволюционные песни.

Каков пафос этих песен?  Каким делает человека постоянное чувство недоверия, агрессии, ненависти («Наш паровоз вперед лети/ В коммуне остановка/ Иного нет у нас пути/ В руках у нас винтовка»)? Дети осмысляют, какой новый тип человека «лепили» большевики. Почему озлобленным, агрессивным, малоинтеллектуальным человеком легче манипулировать? Какое общество и какого человека строило новое сознание? Им предлагается поразмышлять над высказыванием Д.С. Лихачева (книга «Раздумья о России): «Почему огромная по численности и великая по своей культуре страна оказалась в таком трагическом положении? Десятки миллионов расстрелянных и замученных, умерших от голода и погибших в «победоносной» войне. Страна героев, мучеников и тюремных надсмотрщиков. Почему?»

Особо хочется сказать о новых технологиях, пришедших в российскую школу. Особенность всех этих технологий – диалог, исследование, полемика. Это предполагает прежде всего желание понять друг друга, уметь выслушать, реагировать не агрессивно,  дружески-приветливо, уметь терпимо относиться к инакомыслию. Теперь появляется возможность объективно взглянуть на события истории и смысл отечественной и мировой культуры.

Становится понятной нигилистическая позиция великого Толстого, появляется возможность увидеть и развести великого писателя и вредного философа, ставшего действительно «зеркалом русской революции». То есть того сознания, которое сложилось у большой части русской интеллигенции накануне русской революции. Воистину прав Дон Аминадо (псевдоним А.Шполянского): «Дорогой ценой заплатили мы за диких уток… и за орлов… и за соколов… и за белых чаек, а наипаче за буревестников». Ребята чувствуют,  насколько ощутим во всей русской литературе «подземный гул русского бунта».

Они размышляют над вопросами: « Кто виноват, что из доброго пса (повесть М.Булгакова «Собачье сердце») получился монстр Шариков, новый советский человек?  Ошибка профессора Преображенского, мечтавшего об улучшении человеческой породы, из какой области: научной, нравственной, философской, религиозной? Почему советская литература, мобилизованная и призванная революцией, не оставила глубокого следа в культуре? И почему лучшими художниками и писателями становились инакомыслящие?»

В школе можно помочь ребятам увидеть два полюса русской души, сказавшиеся в русской революции: пугачевско-разинские авантюризм, крутость, лихость и ненависть, с одной стороны; и тишину, гармонию творчества русских святых подвижников, с другой стороны. Сейчас более чем когда бы то ни было, необходимо популяризировать мысль о творческом созидании человеком самого себя. И призывать к гуманному, творческому благоустроению мира вокруг себя . И уж если в советское время «вся-то наша жизнь была борьба» (слова из советской песни), то пусть теперь ребенок поймет, что это должна быть борьба со злом и недостатками в самом себе. Путь это будет проявляться в делах милосердия и любви.

Вот, как мне кажется, та платформа, которая может быть заложена в систему школьного воспитания и образования. Это поможет удержать детей от агрессии, ненависти, поможет им строить свою жизнь с позиций гуманизма. Такие тенденции в образовании могут и должны возобладать. Только тогда мы можем говорить о будущем в России без коммунизма.

Будущее без коммунизма невозможно без духовной переориентации. Это стремление к восстановлению лучших отечественных и мировых традиций уже происходит в нашей школе.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top