Фикус-баньян-смоковница

Подобно «фото-стихо-творениям» – виду искусства, где фотография и стих, соприкасаясь, творят новое впечатление, дерево Фикус-баньян-смоковница – удивительное растение, творит в мире таинство, пробуждающее у человека желание разгадать его.

Фикус-баньян-смоковница. Фото: Хава Тор/Великая Эпоха (The Epoch Times)Фикус-баньян-смоковница. Фото: Хава Тор/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Здесь мы используем слово «фото» в другом значении для усиления ассоциации. На древнекитайском «фото» или «футу» обозначало «просветлённый». Дерево, о котором пойдёт речь, как раз символизирует Древо жизни, более того, самого Прародителя всего сущего. По преданию, под этими деревьями люди достигали просветления, а души мудрецов переселялись в них после смерти.

Однако «фикус» – привычное название одного из комнатных растений, звучит даже немного иронично, и никак не связывается в воображении с Древом жизни. Перед глазами появляется его приятный облик: в напольной кадке, с гладким стволом, с парадными, глянцевыми крупными листьями, и не более. Растение вполне символизирует семейное благополучие, хорошо культивировано человеком.

Но видов фикуса насчитывается около тысячи, большинство из них – внушительных размеров деревья, растущие в тропическом климате. Самое выдающееся из них – священный Великий баньян в Калькуттском ботаническом саду (Индия), представляющий собой целую рощу. Чтобы обойти дерево-рощу, понадобится не меньше пятнадцати минут. Загадочное дерево, легендарное, о нём много написано и рассказано.

Фикусом древние греки называли смоковницу, а смоковница – это фиговое дерево с библейской историей, многим известное своим плодом – инжир. И фикус, и фиговое дерево – одного семейства Тутовых, плодоносящих. О смоковнице рассказывать сегодня не будем, о ней поговорим с фотографиями в следующий раз. Но тире-связка в заглавии нашей публикации «Фикус-баньян-смоковница» начинает оправдываться.

Фикусы обитают в тёплых, влажных местах земного шара, они вегетируют круглый год. Поэтому они вечнозелёные, но это не главный фокус дерева. Главное диковинное его свойство – умение прорастать не из земли, как большинство растений. Фикус-баньян образует воздушные корни на другом дереве, так называемом древостое. Обволакивает его растущими корнями, превращая потом в себя. Вот такой фокус фикуса. Научно такие растения зовутся эпифитами.

Развив свои воздушные корни на другом дереве, фикус творит тем самым новое дерево, оно и получает название «баньян». Баньян – собирательное название преображённого фикуса, данное путешественниками-европейцами в 19 веке. Есть у названия несколько источников. Один из них –индусские торговцы, которых называли banias. Они располагались под роскошной кроной фикуса на отдых. Сами индусы называют фикус-баньян калпаврикша – дерево, исполняющее желание.

Другой источник названия «баньян» – персонаж американского фольклора, лесоруб, обладающий поразительной силой, Поль Баньян.

Ещё один вероятный источник названия происходит из иврита. Слово «баньян» созвучно с ивритским «биньян», что означает «здание». А это дерево, таки, само себя строит. Воздушные корни постепенно спускаются к земле, проникая в неё и укрепляясь там.

Фикус-баньян – действительно строитель, удивляющий инженеров виртуозными воздушными конструкциями, устойчивыми к сильному ветру.

Можно, конечно, прибегнуть к совести деревьев, которые существуют подобно фикусу, и сказать: «Нехорошо за чужой счёт самоутверждаться». Но у джунглей свои законы, о которых человек ещё мало что знает. Может быть, так происходит превращение одного вида растения в другой. Может быть, тому дереву суждено таким образом передать эстафету жизни? А может, души умерших, поселившихся в деревья, сводят кармические счёты? Это таинство. А, может быть, многоликое дерево – Фикус-баньян-смоковница, только иллюстрирует вечность рождения и многообразие творения нам, людям?

И здесь трудно удержаться от восхищения – чувства, приводящего к написанию стихов. Вот и ещё одно оправдание тире-связки в заголовке.

***

Признание Смоковнице

В тени смоковницы с душой породниться... В тени смоковницы с усталой корой. К стволу прислониться и слушать, как птицы щебечут о главном Хранящей Покой. Такой повседневной, как время обеда, такою неспешной, такою... такой... И слово застынет, и время нахлынет, и солнце остынет, краснея собой. В тени смоковницы с собой породниться, как с Вечностью слиться своею Душой.

Сергей Дручин


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Ивановской области открывается 1,5 тысячи новых мест в дошкольных учреждениях
  • Для водителей-новичков введут ограничения
  • Мария Шарапова начала турнир в Индиан-Уэллсе с рекламной компании
  • Национальный ботанический сад Уэльса готовится к весеннему сезону
  • Последние автомобильные новинки представили на автосалоне в Женеве


  • Top