«Две встречи» в Пекине — готовые штампы

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Среди всей пропаганды, которая бурно освещает «Две встречи», главные политические события в Пекине на этой неделе, промелькнули 2 фотографии: кадр из пресс-конференции в 2001 году и фото этого года. На первом изображении видны букеты свежих цветов. На втором их нет.

Делегаты на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в Большом народном зале, Пекин, 5 марта. Фото: Ed Jones/AFP/Getty Images


Делегаты на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в Большом народном зале, Пекин, 5 марта. Фото: Ed Jones/AFP/Getty Images

«Все СМИ обращают внимание на новую атмосферу двух совещаний, — прозвучало серьёзное сообщение на «Спутниковом Хэбэе» (Hebei Satellite). — Везде царит атмосфера бережливости».

Хвастовство бережливостью, по всей видимости, должно отражать тон нового руководства во главе с Си Цзиньпином, который стал генеральным секретарём коммунистической партии Китая (КПК) в ноябре прошлого года.

Однако всё более политически подкованные китайцы встретили это послание с сарказмом. Многие отметили, что коррупция в партии пожирает гораздо больше средств, чем стоят несколько букетов цветов.

Нынешние заседания — это Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), которые 2 недели в Пекине будут выдвигать политиков, будущую опору Си Цзиньпина.

Эти совещания проводятся каждый год, но в этом году новое коммунистическое руководство официально получит свои роли: Си Цзиньпин станет председателем Китайской Народной Республики (КНР), а его правая рука человека Ли Кэцян заменит Вэнь Цзябао на посту премьера.

Вэнь Цзябао, который официально уйдёт с поста в последний день встречи, дал оценку работе правительства 5 марта, подчеркнув в своём 30-страничном докладе «достижения» и «неудачи» руководства за последние 5 лет.

В заключении Вэнь Цзябао сказал несколько эмоционально окрашенных фраз: «Под руководством Центрального Комитета партии, с товарищем Си Цзиньпином на посту Генерального секретаря, давайте станем едиными и завершим нелёгкое строительство умеренно процветающего во всех отношениях общества».

Другие вопросы, которые необходимо «обсудить» по заранее запланированному сценарию, включают в себя бюрократические перестановки, незначительные изменения в управлении государственными предприятиями, а также меры по уменьшению смога, который душит страну.

Многие эксперты китайской политической системы считают «Две встречи» лишь оформленным представлением, попыткой показать, что Китаем правит народ, а не группа людей на самом верху. Но реальная власть находится в руках коммунистической партии, а 3000 делегатов в Пекине — все её члены.

По мнению аналитиков, в ходе встреч не будет принято ни одного реального решения в сфере управления делами государства.

«По всем вопросам, которые будут обсуждаться, решения уже приняты, — объясняет Чэн Сяонун, бывший помощник свергнутого реформатора, бывшего китайского лидера Чжао Цзыяна. — Руководители страны просто хотят создать видимость голосования. Мы опять увидим штампы».

От «народных представителей», одетых в военную и этническую одежду, требуется только поднятие рук, чтобы показать «волю народа» по тому или иному вопросу.

Все эти люди были тщательно проверены на политическую благонадежность, большинство из них фактически являются членами коммунистической партии, и они избираются на «Две встречи» коммунистической партией.

«У представителей НПКСК нет выбора в вопросе, как голосовать», — утверждает Гэ Цзяньсюн, самовыдвиженец и руководитель библиотеки Шаньдунского университета, давший интервью китайскоязычной Financial Times.

«Если вы беспартийный, то вас утверждает Департамент объединённого фронта, а если вы член партии, то вас представляет организационный отдел, а ЦК партии утверждает списки», — объяснил Гэ Цзяньсюн.

Всеобъемлющий партийный контроль над процессом, который первоначально должен был показать, что в стране помимо компартии есть другие институты власти, делает эти «Две встречи» каким-то шоу, считает Ху Пин, известный комментатор и аналитик по Китаю из Нью-Йорка.

«Это собрание людей, читающих доклады по сценарию, — сказал он в телефонном интервью. — Даже лица, участвующие в мероприятии, тщательно отбираются. Им иногда нужны новые лица, поэтому, если они нуждаются в женщине, они находят женщину, если они нуждаются в простых рабочих, то они берут простых рабочих. А если им нужен фермер, они находят фермера».

Ху Пин, упомянул про беседу в 2010 году между активистом, художником Ай Вэйвэем, и Ли Юйсяо, главным редактором веб-портала QQ, одного из самых посещаемых в Китае.

Ли сказал, что в 2006 году, когда на QQ появилась отчётность по двум заседаниям, большинство комментариев от пользователей Интернета были отрицательными, но всё равно некоторые были положительные. Однако потом комментарии по отношению к делегатам и руководителям партии были на 100% отрицательными.

«В тот момент у нас не было выбора, мы должны были закрыть функцию комментариев. Потому что как только вы посмотрели, сразу видели, что власти полностью потеряли сердца людей», — сказал Ли.

Для «встреч» 2013 года функция комментариев были включена, но большинство их кажутся положительными, так как заработала пресловутая армия цензоров коммунистического режима, которая отфильтровывает любую критику.

«Ситуация выглядит как анекдот, — иронизирует Ху Пин. — Это как большая шутка, о которой все знают».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА