Юстиниан и Феодора. Часть 3

Завоевав европейские государства, Юстиниан должен был постоянно уделять внимание военно-политическим вопросам. Самым опасным врагом Византии в VI веке являлась сильная ново-персидская держава Сасанидов на Востоке. С ней у Византии происходили постоянные пограничные столкновения. В политическом отношении Сасаниды были единственным государством в то время, которое по могуществу могло сравниться с Византией.

Императрица Феодора со свитой. Мозаика в церкви Сан-Витале, Ровенна, Италия, 547 год. Фото:  bellabs.ruИмператрица Феодора со свитой. Мозаика в церкви Сан-Витале, Ровенна, Италия, 547 год. Фото: bellabs.ru

Выдающийся персидский царь Хосров Ануширван (Справедливый) строил мосты, проводил каналы, был терпим к разным вероучениям — заботился о своих подданных. Чтобы воевать на Западе, Юстиниан вынужден был заключить с Хосровом унизительный «вечный мир» и платить ему ежегодную, крупную дань. Зато границы между Византией и Ираном оставались прежними, и империя включила в сферу своего влияния Армению, Крым и Аравию, утверждая там христианство.

Для всех этих завоеваний и последующего удержания завоеванных территорий требовалось много денег, и император начал преобразования внутри империи. Юстиниан стал проводить под тем или иным предлогом конфискацию помещичьих землевладений в собственность государства, тем самым ликвидируя имущественную основу возможной оппозиции. Предлогов было несколько: конфисковались земли еретиков и язычников, а также замеченных в преступлениях против нравственности — педерастов или связавшихся с монахинями. Кроме того, торговцы, ради отчисления в казну возможно большего количества налогов, получили право накидывать на продовольственные товары тройную цену. Народ возмущался, но бунтовать уже не решался.

Юстиниан не ограничивался только завоеваниями и экономикой. При нём Византия стала самым культурным государством Европы, а Константинополь превратился в художественный центр средневекового мира. На месте сожжённого во время восстания Ника собора Св. Софии был построен новый прекрасный собор Святой Софии с его громадным и лёгким куполом — чудо архитектуры, сохранившееся до наших дней, церковь Сан-Витале в Равенне (Италия) и многие другие прекрасные сооружения. Феодора и тут во всем помогала мужу, она строила церкви, приюты, ясли, больницы и знаменитый роскошный босфорский монастырь-приют для раскаявшихся грешниц.

Главным делом Юстиниана, прославившим его на века, была его законодательная деятельность. Основываясь на законах римских императоров II века н.э., он составил знаменитый «Свод гражданского права». Главное значение этого свода состоит в том, что он установил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Последующие правители учились у него тому, как надо управлять государством.

В «Своде» впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. В «Своде» нашли отражение такие вопросы, как улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю, разработан принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций — «Свод» не утратил своего значения и для юристов нашего времени.

Феодора также оказала влияние на некоторые положения «Свода». Она много сделала для улучшения положения женщин. Под её влиянием были приняты законы, оберегавшие женщину от произвола мужа, девушку — от насилия соблазнителя, закон о разводе, закон об усыновлении незаконнорождённых, закон о наказании за похищение монахинь, закон о надзоре за своднями, закон об освобождении комедианток от рабства.

Юстиниан был прирождённым политиком, поэтому он добивался единства церковной и светской власти под верховенством императора. «Источником всех богатств церкви является щедрость императора», – сказал он и предоставил церковникам новые льготы, даровал земли и имущество, но христианство было важно для него только как инструмент укрепления государства. Юстиниан закрыл афинскую языческую школу, были у него столкновения с иудеями, несторианцами и монофизитами, но установить в империи только одну православную веру он не смог. Юстиниан присвоил себе право смещать и назначать епископов, устанавливал удобные для себя церковные законы, что также вошло в «Свод гражданского права» в разделе «Кодекс Юстиниана».

Церковь стала обслуживать потребности правителей государства, а духовная жизнь существовала сама по себе в монастырских стенах.

Тут тоже не обошлось без Феодоры. Она была очень религиозна, но наперекор политике мужа она всю жизнь защищала монофизитов, скорее, как своих друзей (монах Севир был монофизитом, перебравшимся её стараниями в Константинополь), не останавливаясь перед коварством и насилием. Папа Сильверий был низложен под её давлением, да и многие репрессии против еретиков и церковных смут были вдохновлены ею. Из-за неё Юстиниан не сумел гармонизировать духовную жизнь общества.

Влияние Феодоры на мужа продолжалось до самой её смерти. Феодора умерла от рака 29 июня 548 года, едва достигнув 47 лет. «Брак заключается и действителен одною любовью — чистою любовью», – писал Юстиниан в 74 новелле свода законов, и он действительно всю жизнь любил только одну Феодору. Память о ней для Юстиниана была священной, он был безутешен после её смерти, его энергия в государственных делах стала спадать, дух был надломлен.

Рост богатства империи, сексуальная развращённость, неограниченная власть императора, погрязшего в немыслимой роскоши, и ужасающая бедность низших слоев — всё это постепенно сказалось на нравах общества. Духовные запросы стали оскудевать, в городе процветали кабаки, пьянство и разврат. Началось это при Юстиниане, хоть и помимо его воли, продолжалось при последующих императорах, и, в конечном счёте, привело к гибели Византийской империи. Но император Юстиниан I навсегда остался для потомков самым благословенным из византийских императоров.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top