Кто погасит миллиардные долги Министерства железных дорог Китая?

Во время проходящей в Пекине ежегодной парламентской сессии власти Китая сообщили о планах сокращения числа министерств, с целью более эффективной работы правительства. В частности, планируется расформировать Министерство железных дорог, «прославившееся» многочисленными коррупционными скандалами и долгом в сотни миллиардов долларов.

Министерство железных дорог Китая имеет миллиардный долг. Фото: PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty ImagesМинистерство железных дорог Китая имеет миллиардный долг. Фото: PHILIPPE LOPEZ/AFP/Getty Images

Согласно плану реформирования структуры Госсовета КНР, управления железных дорог будут подчиняться Министерству транспорта, а все коммерческие вопросы бывшего министерства будет решать Китайская корпорация железных дорог.

Однако пока неизвестно, как власти собираются поступить с долгом министерства, который, по находящимся в открытом доступе данным на третий квартал 2012 года, достиг 2,66 триллиона юаней ($420 миллиардов).

Главным источником средств Министерства железных дорог являются банковские кредиты (63%) и облигации (22%).

Основная часть долга образовалась после начала в Китае масштабного развития высокоскоростных железных дорог в 2008 году.

В данных о векселях Министерства железных дорог за 2013 год говорится, что из 2,66 триллиона юаней долга, 2,18 триллиона (97%) составляют долгосрочные займы, по которым начисляются проценты.

Проценты по этим займам довольно внушительные. В третьем квартале прошлого года в качестве только одних процентов министерство выплатило 24,9 миллиона юаней ($3,95 миллиона).

В настоящее время власти пока не объявили, как они собираются поступить с этим долгом, который к тому же непрерывно растёт, так как министерство уже третий год работает в убыток.

Аналитики видят всего три возможных варианта решения этой проблемы: 1. Правительство выпустит государственные облигации на сумму этого долга; 2. Долговые обязательства возьмёт на себя Министерство транспорта; 3. Долг будет передан Китайской корпорации железных дорог.

Однако профессор института экономики и управления при Пекинском транспортном университете Чжао Цзянь считает, что в конечном счёте эти долги погасит государство.

«Конкретный метод будет, как и в случае с банками. Создадут специализированную компанию по активам железных дорог, и через неё будут погашать долг», — сказал профессор в интервью китайским СМИ.

Немного истории

Министерство железных дорог Китая было создано 1 октября 1949 года в один день с объявлением о создании Китайской Народной Республики.

Это министерство всегда было на особом положении и являлось самым типичным воплощением плановой экономики. Его даже называют «самостоятельное княжество».

Как пишет крупная японская газета Yomiuri Shimbun, Министерство железных дорог Китая отвечает за транспортировку оружия и военного снаряжения армии НОАК, поэтому у него есть своя полиция, прокуратура и суды.

Но, как говорил известный британский историк и политик лорд Актон, «абсолютная власть приводит к абсолютной коррупции», в последние годы это министерство непрерывно сотрясают коррупционные скандалы.

Бывшего министра железных дорог КНР Лю Чжицзюня в 2011 году обвинили в коррупции и сняли со своего поста. Согласно сообщениям китайских СМИ, он лично получал примерно четвёртую часть от сумм, заключаемых министерством договоров, на его заграничных счетах находится 2,8 миллиарда долларов. Расследование по его делу всё ещё продолжается.

Известный китайский политический комментатор Цзинь Чжэньтао рассказал, что на протяжении длительного времени Министерство железных дорог находилось под контролем клики бывшего генсека Цзян Цзэминя. По словам Цзиня, управление в министерстве велось хаотично, а уровень коррупции был очень высокий.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Выброс газа на шахте в провинции Гуйчжоу привёл к гибели свыше 20 рабочих
  • Проблема прав человека в Гонконге
  • В Китае выпал угольный дождь
  • Партийные лидеры Китая платят военным за лояльность
  • Китайцы привозят сухое молоко из-за границы


  • Top