Сокровища Лувра выставляются в Сан-Франциско


Сан-Франциско. Коллекция великолепных произведений искусства мирового класса приносит величие французских правителей в Калифорнию. Изысканные гобелены, чашки из камней, столовое серебро и мебель из Лувра выставлены в музее Legion of Honor до 31 марта. Ваза с крышкой и ручками состоит из мастерски выполненных шестигранных пластин из ляпис-лазури. Работу приписывают Франсуа Роберде, Франция, Париж. Ваза: ляпис-лазурь. Отделка: позолоченное серебро, 1680. Размер: 8,1х6х6,3 дюйма. Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Jean-Gilles Berizzi Ваза с крышкой и ручками состоит из мастерски выполненных шестигранных пластин из ляпис-лазури. Работу приписывают Франсуа Роберде, Франция, Париж. Ваза: ляпис-лазурь. Отделка: позолоченное серебро, 1680. Размер: 8,1х6х6,3 дюйма. Фото: RMN-Grand Palais / Art Resource, NY / Jean-Gilles Berizzi

Король Людовик XIV, известный как Король-Солнце, заложил основу своей славы покровителя искусств в начале своего правления: между 1660 и 1690.

Большой тканый ковёр, или гобелен, названный так в честь Гобеленов ― французской семьи красильщиков и ткачей, рассказывает о расцвете парижских производителей гобеленов. Он также приглашает посетителей на выставку под названием «Королевские сокровища Лувра: от Людовика XIV до Марии Антуанетты». Вы можете купить ковер в интернет магазине, но подобные шедевры уже никто не изготавливает.

Изделия из камней с отделкой

Основная галерея, посвящённая коллекции изделий из камней короля Людовика XIV, привлекает своими полупрозрачными чашками, вазами, кувшинами и художественными ведёрками. Сердца посетителей не остаются равнодушными к великолепной красоте резного камня, изысканной отделке из бриллиантов и других драгоценных камней, к изящно выполненным фигуркам. Среди них птицы, дельфины, лошадь с рыбьим хвостом и ящерица со змеиной головой.

«Я хотел, чтобы они представили наивысшее выражение королевского вкуса», ― сказал Мартин Чепмен, куратор, отвечающий за европейское декоративно-прикладное искусство и скульптуру в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско.

Gemmes de la Couronne ― королевские изделия из камней, занимают второе место в иерархии наиболее ценных коллекций Людовика XIV.

«Номером один была его коллекция драгоценных камней, самая большая в мире», ― продолжил Чепмен. А так как драгоценности французского двора были в значительной степени рассеяны, Чепмену доставляет большое удовольствие видеть в в Сан-Франциско «следующую часть в иерархии, по оценке самого короля».

Чашка из горного хрусталя в форме раковины, помещённая в центр экспозиции, кажется, полна жизни. Птица с 4-дюймовыми крыльями выглядит, как будто она только что приземлилась на край чашки, увековеченная в великолепном произведении искусства.

«Меня вдохновила идея пить из чего-то подобного, например, из чашек-раковин разнообразных форм», ― сказал Гэри Торн, руководитель отдела программистов из Южной Калифорнии. Торн высоко оценил то, что «частица Лувра пришла к нам», как он отметил во время посещения выставки с его женой Карен.

Аметистовая чашка 16 века кажется розовой издалека и фиолетовой при ближайшем рассмотрении. Она выделяется среди многих других чашек. «Интересно, он ими пользовался? Он когда-нибудь пользовался ими, или они были просто украшением?» ― сказала Карен Торн.

«Их значение восходит к античному миру, ― объясняет Чепмен. ― Объекты такого рода коллекционировались в древности, они ценились за форму, которая была, в общем, обычной формой питьевой чашки, но для питья их использовали очень редко, если вообще использовали. В основном, их использовали в демонстрационных целях; они показывали мастерство в обработке камня, а также ценность и красоту камней», ― сказал Чепмен.Спрос на произведения искусства

Ваза с крышкой примерно 1630 года, выполненная из шестигранных пластин из ляпис-лазури, отражает королевское достоинство её бывшего владельца.

«Представьте, сколько времени и мастерства требовалось, чтобы создать такое», ― говорит посетитель своему спутнику.

В начале своего правления король заявил одному из своих министров, что «нет ничего, что подобает принцу лучше, чем великолепие его дворцов и роскошь его мебели», ― рассказывает Чепман.

Мастера, создавшие некоторые произведения, неизвестны, как, например, автор агатового кувшина с отделкой из эмалированного золота из Парижа, датируемого примерно 1650 годом. Его ручка выполнена в виде фигурки крылатой женщины. Ведёрко из горного хрусталя 1685 года около 5 дюймов в высоту, которое украшено изящно вырезанной фигуркой девушки с птицей, приписывают итальянскому художнику по имени Джованни Баттиста Меттелино.

«На всё, что он делал, был спрос. Он прекрасно жил и был достаточно влиятелен, чтобы представлять художников ко двору Франции, в частности, из Италии», ― сказал Чепмен.

Помимо того, чтобы «быть уверенным в том, что дворцы обставлены самым великолепным образом», Людовик XIV использовал произведения искусства в качестве дипломатических даров.

В конце его правления, в 1713 году, в описях упоминаются 823 произведения из камней. На информационном стенде написано, что многие из них были из горного хрусталя, любимого минерала короля.

Столовое серебро

1 сентября 1715 года Людовик XIV умер после 72-летнего правления. Время Людовика XV, его преемника, было эрой комфорта и расширения, для которого были характерны такие предметы роскоши, как серебряные и фарфоровые сервизы.

Новый король хотел вести более уединённую жизнь, и комнаты в Версале были меньшего размера. Произведения продолжали создаваться с огромным мастерством и вниманием к деталям.

Серебро, например, было важной составляющей королевского торжественного застолья, что было частью повседневной жизни королей Франции. «Это было довольно уединённое существование. Они должны были сидеть за столом, в то время как на них смотрели придворные, и молча есть обед из нескольких блюд. Поэтому серебро должно было быть восхитительным», ― объяснил Чепмен.

В 1709 и 1759 годах власти потребовали расплавить столовое серебро и сделать из него монеты, чтобы спасти государство от банкротства, поэтому не так много столового серебра сохранилось во Франции.

«Так как французские серебряных дел мастера пользовались такой известностью, что их изделия поставлялись за границу, в Португалию, Россию и даже в Англию, ― говорит Чепмен, ― большая часть французского серебра 18-го века, представленного на выставке, сделана по этим иностранным заказам, а не для королей Франции».

Идея создания музея

Людовик XVI, который правил с 1774 по 1792, задумал собрать коллекции произведений искусства своих предшественников и выставлять их. Произведения искусства, которые когда-то были частью повседневной жизни в Версальском дворце, должны были стать экспонатами в центральном художественном музее.

«Основная коллекция Лувра была бывшей королевской коллекцией. И что интересно, хотя Людовик XVI не имеет хорошей репутации в истории, это была его идея», ― сказал Чепмен. Он выставил бриллианты из драгоценностей короны, а также коллекцию Gemmes de la Couronne, то есть изделия из камней Людовика XIV, на обозрение общественности.

При этом, по словам Чепмена, «бывшие королевские коллекции являются основой Лувра, который, в конечном счёте, является одним из крупнейших музеев, если не самым большим музеем в мире».

Утерянные произведения

Королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, продолжила традицию коллекционирования изделий из камней. «Но она также заказывала произведения искусства для собственного удовольствия и использования в своих крошечных комнатах в Версале», ― сказал Чепмен.

Некоторые из произведений, связанных с Марией-Антуанеттой, были потеряны во время Французской революции.

Лувр никогда раньше не выставлял так много сокровищ из камней. Многие из них находились в Лувре с 1793 года. «Действительно удивительно, что Лувр предоставил так много экспонатов, ― отметил Чепмен. ― Нам здесь дана такая привилегия выставить эти 30 объектов из 300 произведений, принадлежавших Людовику XIV».Дэвид Митчелл, ещё один посетитель выставки в Сан-Франциско, очень рекомендовал выставку, чтобы «увидеть искусство и культуру другой части мира, то есть мира другого формата».

Г-жу Бертон из Сан-Антонио, штат Техас, больше всего впечатлили «роскошь выставки ― бриллианты и золото».

Коллекция выставлена на обозрение только в Сан-Франциско. Она знаменует начало реализации пятилетнего соглашения между Лувром и Музеем изобразительных искусств Сан-Франциско, которое будет выражаться в виде выставок и обменов.

В последнее время Музей изобразительных искусств Сан-Франциско был третьим по величине в Соединённых Штатах.

Выставку «Королевские сокровища Лувра: от Людовика XIV до Марии Антуанетты» можно увидеть в музее Legion of Honor, Сан-Франциско, до 31 марта. http://legionofhonor.famsf.org/

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Фестиваль детского творчества «Алтан Туяа» собирает таланты
  • Фестиваль импрессионизма состоится в Нормандии
  • В Австралии прошло международное садоводческое шоу
  • Коллекция произведений искусства концерна Bayer AG выставлена в Берлине
  • В Москве открылась выставка, посвящённая 400-летию дома Романовых


  • Top