Международный День Театра

Автор: 27.03.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:15
В Международный День Театра, 27 марта, с поздравлением, благодарностью и пожеланием «Будьте счастливы!» ко всем творцам театрального искусства во всём мире публикуем импровизационное интервью — по одному индивидуальному вопросу нескольким замечательным актёрам, режиссёрам, драматургам. И знайте, дорогие творцы театрального искусства, что самым ценным подарком друзьям испокон веков был и остаётся билет в Театр.

Дуду Нив (актёр, Израиль):

Николай Халезин, со-арт-директор Belarus Free Theatre, Великобритания. Фото со странички Николая в фейсбуке


Николай Халезин, со-арт-директор Belarus Free Theatre, Великобритания. Фото со странички Николая в фейсбуке

Вопрос Дуду:

— Театр — искусство самовыражения. Тот, кто искусно выражает себя на сцене, заслуживает звание «актёр». Ему аплодируют, ценят, любят, восхищаются, берут у него интервью, пишут о нём статьи, заносят его имя в энциклопедии. Но актёр, по сути, играет, а не выражает себя. Да, он живёт, когда играет, живёт в своей роли, сливается с ней по мере своего таланта. Ещё роль, и ещё роль… — актёрская жизнь. Не теряется ли в этой актёрской жизни жизнь самого человека? Совместимы ли эти жизни?

Ответ:
— «Актёр играет» — это не совсем так. Любая роль, которую «играет» актёр, он там находится, значит, он «играет» себя. Например, Гамлет. Текст написал Шекспир, но каждый актёр прочитывает и создаёт своего Гамлета. Актёр в образ шекспировского Гамлета вносит свою жизнь, свои чувства, своё мировоззрение, свою перспективу. Актёр, роль и человек — они крепко связаны друг с другом, неразрывны.

У меня в жизни произошёл такой поворот, когда я был только начинающим актёром заболела моя мама, смертельно заболела. Я оставил свою работу актёра и посветил ей четыре года жизни. Я не мог поступить иначе. Но есть актёры, которые могут совмещать свою профессию со своей жизнью достаточно гармонично. Они строят семьи, рожают детей, болеют (не дай Бог!). У каждого – индивидуально.

Когда актёр произносит «быть или не быть», он говорит это со своей позиции, по- другому не получится, ему не поверят. Я говорю только о хороших актёрах. Если у актёра доминирует в характере чувство юмора, он внесёт это чувство в «быть или не быть», если в характере актёра доминирует философская, психологическая черта, он не сможет избежать её.

Если мне, например, предлагают сыграть роль, где я совсем не вижу близость с героем, мы совсем не похожи, мне хочется сыграть эту роль. Почему? Интересно, а вдруг я в этом образе найду себя, смогу передать его суть. Это задача и профессиональная, и человеческая одновременно.

Везде находится моё Я. Всё, что человек делает, будь он актёр или другой профессии, там находится он сам. Актёрская жизнь и жизнь актёра – это одно единое целое – человек. Хороший актёр – тот, кто любит свою работу, т.е. свою жизнь.

Николай Халезин (со-арт-директор Belarus Free Theatre, Великобритания):

Ирина Беловая, режиссёр, Белоруссия. Фото со странички Ирины в фейсбуке
Ирина Беловая, режиссёр, Белоруссия. Фото со странички Ирины в фейсбуке

Вопрос Николаю:

— Актёр – это профессия или образ жизни? Режиссёр — это «бог»?

Ответ:

— Все актёры нашего театра ответят на этот вопрос одинаково: актёр — это профессия. Когда «актёр» становится образом жизни, начинаются патологии. Мы чётко разделяем: театр — это место работы, наша жизнь — это наша жизнь. У каждого члена труппы есть своя вторая жизнь — музыка, фотография, путешествия, хореография. Я и сам увлечён фотографией и кулинарией, возможно даже больше, чем театром.

Режиссёр — это не бог. Режиссёр — это соавтор рождения спектакля. Наряду с продюсерами спектакля, режиссёр ответственен за то, что увидят зрители на сцене.

В разных странах мира режиссеры играют разную роль. К примеру, в Германии важность театральных специалистов по статусу и вкладу в создание спектакля градируется следующим образом: 1 – режиссер, 2 – продюсер, 3 – актёр, 4 – драматург. В Великобритании: 1 — драматург, 2 – актёр, 3 – продюсер, 4 – режиссёр.

Большинство наших спектаклей рождено из комплекса общей работы с актёрами и продюсерами, где всем вместе принадлежит роль драматургов, актёров, и отчасти, режиссёров. В основе создания спектакля лежит этюдный метод. К примеру, во время подготовки спектакля Trash Cuisine было подготовлено 105 этюдов. Это завершённые микроспектакли в разных ипостасях. Какие-то вошли целиком, какие-то — частями или фрагментами, а большинство — не вошли.

Мы работаем с методиками, с которыми не работает 99% театров мира. Мы синтезируем индивидуальную и групповую работу, используем при этом все методики, которые нужны индивидууму, это может быть и акробатика, и бокс, и пилатес, и т.д. Создать спектакль — это очень тяжёлый труд, титаническая работа, из которой используются крупицы.

Ирина Белова (театровед, Белоруссия):

Анна Лаухина, актриса, Белоруссия. Фото со странички Анны в фейсбуке
Анна Лаухина, актриса, Белоруссия. Фото со странички Анны в фейсбуке

Вопрос Ирине:

— Режиссёр — это, кажется, не совсем профессия. Невозможно сказать
«плохой режиссёр», хотя можно сказать «плохой плотник». Кто же такой
режиссёр?

Ответ:
— Я считаю, что «режиссёр» — это интерпретатор. Это разумный, творческий (который может создавать) человек со своими взглядами и убеждениями, и всем набором качеств, присущих любому субъекту. Поэтому его «рассказ» всегда субъективен. Контакт Творца с любым из нас, в том числе и режиссёром, постоянно имеет место быть. Я не философ и поэтому отвечаю, как честный обыватель.

Анна Лаухина (актриса, Белоруссия):

Нина Садур, драматург, Россия. Фото со странички Фейсбук Нины
Нина Садур, драматург, Россия. Фото со странички Фейсбук Нины

Вопрос Анне:

— Не кажется ли Вам, что актёр – это не только профессия. Ведь,
правильней сказать «прожить жизнь на сцене», а не «вживаться в роль».
Актёр проживает несколько жизней, если так. Кто-то больше, кто-то
меньше, кому-то не удалось по-настоящему прожить жизнь героя, ему
зритель не поверил тогда. Не кажется ли вам, Аня, что каждая ваша роль,
удачно сыгранная (прожитая), это вы же, только в прошлых своих
перевоплощениях?

Ответ:
— Нет, я так не думаю. Если что-то удачно сыграно — это значит, что удалось достать что-то из потаённых закромов души и тела, познать в себе какие-то новые грани, как у актрисы, так и у женщины. Мы ведь себя не знаем, и узнаём таким образом….

Роли — это подарки режиссеров, которые увидели в тебе то, чего мы сами не видели и не чувствовали.

Нина Садур (драматург, Россия):

Татьяна Кравченко, театральный режиссёр, писатель, Россия. Фото со странички  фейсбука Татьяны
Татьяна Кравченко, театральный режиссёр, писатель, Россия. Фото со странички фейсбука Татьяны
Вопрос Нине:

— Можно ли построить хотя бы подвесной, качающийся мост с момента
появления театрального искусства в Древней Греции и современным?

Ответ:

— Я уже несколько лет об этом думаю. Мне кажется, всё должно окончательно рухнуть. Та деградация в театре, что сейчас не позволяет построить мост, даже качающийся. Театральная школа должна полностью рухнуть, и мироощущение тогда, может быть, вновь станет цельным, язычески-трагическим. Возвратится театр героя, произойдёт движение дальше, к высокой мистерии. Мне кажется, театр умрёт вместе с цивилизацией. Если европейская цивилизация рухнет, то театр уже не нужен будет.

Татьяна Кравченко (театральный режиссёр, писатель, Россия):

Вопрос Татьяне:

— Вам не кажется, что профессия «режиссёр» чем-то напоминает функцию
«бог». Извините, что я пишу «бог» с маленькой буквы и наделяю Его
человеческими категориями. Только лишь потому, что самонадеянно пытаюсь
сравнять уровни. Если вам кажется, что где-то и как-то «бог» и
«режиссёр» соизмеримы, то возможен ли творческий контакт с Ним или у
каждого режиссёра со своим Богом?

Ответ:
— Отделаться коротеньким ответом на этот вопрос весьма сложно. Его обширность, скорее всего, глубина, такова, что впору целую статью писать! Но попробую.

Мы все помним о том, что говорится о Боге в Библии!

Что бы Бог ни сделал, это всегда «есть то, что хорошо и правильно!»

Создал то-то и то-то? Хорошо! Сделал это и это? Тоже хорошо! Решил отдохнуть от дел? И в этом случае всё правильно и хорошо!

У Бога ничто не может быть сотворено плохо и неправильно!

Почему?!

Да потому, что Бог любит творить! Можно сказать точнее! Он творит с любовью!

А процесс творчества непременно порождает и плоды творчества!

И если Бог или человек творит с любовью, то такое творчество всегда приносит добрые плоды!!! А добрые плоды всегда приносят радость!!!

И плоды эти постоянно множатся, множатся… И теперь уже каждый плод (как самостоятельная часть целого) тоже способна творить, приносить новые плоды…. и так далее.

Ещё деталь. Если Бог — главный излучатель любви, то значит, он способен чувствовать любую часть своего целого! И если это так, то он не может не знать, что какой части нужно и сколько, когда и для чего! Значит, при наличии любви всегда имеется знание, как целого, так и любой (обратите внимание на суть этого слова! любой! Любимой!) его части!

И только там, где нет любви, нет, конечно же, и знания. А поэтому всё меркнет, рушится, ввергается в хаос, порождает уродство, безобразие, и это то, что причиняет отвращение, боль, печаль, страдания…. Не будем зацикливаться на том, что лишено энергии любви.

Поэтому, какая разница, кто я? Режиссёр или просто помощница на чьей-то даче? Ведь если я что-либо делаю с любовью, то в любом случае я порождаю нечто прекрасное (любовь не может породить уродливое) и то, что полезно (ведь в этом случае всегда имеются и знания, и чувство меры!)

Кстати, о режиссуре!

В моих публикациях, в разделе «Мои лаконизмы и коротышки», Вы можете увидеть вот такой диалог. Он тоже родился в ходе интервью! Только в 90-е годы.

Вопрос мне:

— Почему сейчас так много людей, создающих ужастики и порнуху, как и тех, кто обожает их смотреть?

Мой ответ: Очевидно, первые делятся собственными впечатлениями, уже побывав в аду, а другие усердно готовятся к сошествию туда же.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА