Величавые образы Врубеля
Знаменитый русский художник Михаил Александрович Врубель оставил нам более двухсот произведений, среди которых картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесов, скульптурные произведения, проекты зданий.
Величавые образы Врубеля. Фото: skravchenko.ru
Он также вёл многочисленную переписку с представителями культурной элиты своего времени, которая также стала достоянием истории. Творчество Врубеля поражает воображение, пробуждая душу зрителя «от мелочей будничного величавыми образами». С некоторыми произведениями художника читатель познакомится в этой статье.
Церковная живопись
В 1884 году художник, приглашённый в Киев для участия в росписи Владимирского собора, окунается в новую для него стихию монументальной церковной живописи. В нескольких самостоятельных росписях Врубель соединяет церковный средневековый канон с острым психологизмом нового времени. В эскизах росписей необычно и остро отражается феерическая фантазия Врубеля, роскошь красочного замысла и линейного ритма сочетается с неизъяснимо страдальческим эзотеризмом. В этих росписях была и преображённая плоть, и сияние надмирных радуг, и лучи запредельного света, и нимбы, и взоры, узревшие несказанное, грозные и жуткие. Со времён древней иконописи русская живопись не знала таких цветовых гамм, такой силы воздействия и обобщения. Не только озарение и вера, но и мучительные сомнения проступают в творчестве Врубеля с исповедальной искренностью.
Мамонтовский период
Начиная с 1889 г., в Москве, где Врубель знакомится с С.И. Мамонтовым и рядом выдающихся художников того времени, он создаёт большое количество произведений. Врубель исполняет иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова, 13 рисунков, большая часть которых относится к «Демону». В этот же период Врубель получает ряд заказов на декоративные панно.
В одном из них – «Венеция» – перед зрителем возникает Венеция эпохи Возрождения во всём великолепии пышного карнавала. В это же время художник создаёт картину «Испания», навеянную его любимой оперой «Кармен». Произведение отличает взволнованность героев, цветовая напряжённость, поток ярких солнечных лучей, которые вызывают ощущение драмы и конфликта. Испания предстаёт живой, местом кипения чувств и страстей. Две мужские фигуры на картине оттеняют горделивую красоту героини.
Близка к картине «Испания» и «Гадалка». Это произведение проникнуто глубоким психологизмом. Среди розово-лилового мерцания шёлковых тканей и ковра художник мастерски выделяет лицо гадалки. Властно влечёт к себе пристальный взгляд горящих глаз, словно перед героиней раскрыта страшная тайна будущего. Прекрасная и загадочная гадалка раскладывает карты, предсказывая чью-то судьбу. Картина насыщена ощущением тайны, переданной как инфернальной внешностью героини, так и движением светоносных цветовых пятен.
Страстная любовь Врубеля к природе отражена в пышных гроздьях его «Сирени». Они оживают и дышат, вспыхивая лиловым огнём в сиянии звёздной ночи.
Девяностые годы – самый плодотворный период в жизни Врубеля. Из 30 иллюстраций к произведениям Лермонтова половина относилась к «Демону». Особенно примечательна акварель «Голова Демона». Она монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин высится голова с шапкой чёрных кудрей. Бледная кожа, губы, словно сгорающие от внутреннего огня, глаза с пронизывающим горящим взглядом, наполненные нестерпимой мукой. В этом взгляде таится жажда «свободы и познанья», мятежный дух сомнения.
Демоническая тема проходит через всё творчество Врубеля, порождая всё новые и новые образы, которые на века поразят воображение зрителя своей величавой и исступлённой вдохновенностью.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать