Сундук и лоскут

Апрель. Солнце в окошко. За окошком весёлая капель. В избе светлый луч прочертил дорожку, упёрся в яркий сундук и поднялся на лежанку, укрытую одеялом из красивых кусочков ткани, сложившихся в узор. Не академическими науками, а собственной интуицией почувствовал крестьянин, что «красивые вещи делают красивой душу». И ей хорошо!

Прошли те времена, время сжимается, кто же будет «корпеть» над тряпочками или кусочками дерева? Находятся. Как? Каждый по-своему, по судьбе. Таисия и Владимир Зотовы, давно уже петербуржцы, а их души греет крестьянское искусство, радуя других.

В. Зотов демонстрирует свои изделия. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) В. Зотов демонстрирует свои изделия. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Таисия Васильевна уже много лет творит из лоскутков удивительные картины и приобрела большое мастерство. Красоту такую можно даже вставить в пластиковый багет, подобрав из великого множества самый подходящий оттенок.

Как это началось? Мастер рассказывает: «Началось все с простого — понадобилось одеяло для дачи. И тут вспомнилось, как шила их моя бабушка. Это было в моем детстве, в Псковской деревне, в большой избе, где на чистом полу мы вместе ползали на коленках, выкладывая незамысловатые узоры из темно-синего штапеля в мелкий белый рисунок.
А потом бабушка садилась за «Зингер», а я подносила ей лоскутки. Спустя много лет, когда пришло время, я вспомнила все почти до мелочей. Удивительно, как память запечатала и сохранила нужное, отделила от остального мои истоки лоскута».

Владимир Васильевич, строгий военный человек, прошедший Афган. Не сдался при развале страны в 90-е, создал свой успешный бизнес. Однако оказалось, не в деньгах счастье, захотелось красоты. Или творчество жены соблазнило? Не многим больше двух лет прошло, а у «рукастого» человека уже получаются сундуки, на которые спрос у любителей и знатоков.

Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Свои расписные сундуки, а их уже больше 30, В. Зотов делает по северным, архангельским образцам. Не стесняется взрослый образованный человек стать учеником: изучать и следовать лучшим образцам. Собственно, так было всегда в истории: от деда и отца или другого умельца учились будущие мастера. Потому и сохранялись секреты и приёмы, потому и складывались веками свои традиции и стили в каждом селе. Это историческое богатство ныне берегут и множат наши современники.

Мастер рассказывает, что такое известное слово, как сундук пришло в Россию из тюркских языков, а глубже, видимо, оно древне-греческое. Ещё в XVI сундуки для дома и купеческих поездок производили в Великом Устюге и Холмогорах — торговых центрах на Северной Двине. В XVII веке Русское государство укреплялось, расцветали ремёсла в северных землях, складывались центры северной народной росписи по дереву.

В каждом центре роспись имела свои цветовые особенности, приёмы и композиции. Сундуки делались из сосны, их оковывали полосами железа, а пространства между ними расписывали. По форме это были ларцы с «теремком» наверху (имитация боярских теремов), сундучки с покатым верхом – или подголовки. Их клали под голову, сохраняя ценности в путешествии.

Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Бывали сундуки и для приданого. Такие прямоугольные сундуки и делает В. Зотов. Узоры и рисунки на них также традиционные, которыми украшали утварь и дома в старые времена. В росписи, как и в Древней Руси, используются растительные мотивы, сказочные сюжеты, бытовые сценки. Растения и цветы – знаки счастливой жизни. Вся народная живопись наполнена древней символикой.

На стенках обычно изображается воин – страж содержимого. Часто изображаются символы солнца – круги с лучами: коловрат или свастика; красные коники и уточки. Кони возносят солнце на небо, уточки прячут его в воде ночью. В росписи преобладают несколько цветов: красный (сурик), синий (кобальт), белила и чёрный (сажа).

Этим традициям следует В. Зотов. В его коллекции больше всего изделий по образцам Мезенской росписи. Она считается наиболее древней.

Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Расписные сундуки и лоскутное шитье идут рука об руку. «Сшила жена лоскутное одеяло. Смастерил муж сундучок и расписал его. Положила жена свое одеяло в мужнин сундучок. Любо-дорого смотреть на совместную работу», — пишет Т. Зотова. Питерские мастера, супруги Зотовы задумали проект подарка к свадьбе: лоскутное одеяло в особом сундучке. По старинной традиции лоскутное одеяло было не признаком бедности, как мы часто, думаем. Лоскутки брали в домах, где царили мир и достаток. «Оно становилось оберегом и семейной реликвией», — говорит Таисия.

Поэтому и творчество супругов можно назвать делом семейным, рождающим так востребованную нами сегодня и трудно достижимую гармонию.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Международная художественная выставка «Истина, Доброта, Терпение» проходит в Риге
  • Международный день боёв подушками отметили в Англии
  • Константин Кедров — первый лауреат премии Манхэ из России
  • Цирк в движении представили в Мельбурне
  • Парад упряжных лошадей прошёл в Лондоне


  • Top