Минобрнауки открывает шлюзы для дистанционного образования


Минобрнауки России опубликовало проект приказа, который должен утвердить порядок применения вузами дистанционных технологий при реализации образовательных программ. Фактически, этот документ призван конкретизировать положения нового закона «Об образовании», в котором электронное обучение легализовано, но не расписано, как оно будет осуществляться на российских образовательных просторах.

Теперь определенная ясность появилась и, судя по всему, перед вузами на этом поле открываются почти неограниченные возможности.

Проект приказа на самом деле дает широкую свободу образовательным структурам. Он разрешает реализовывать образовательные программы даже исключительно с применением дистанционных образовательных технологий. Вузы смогут самостоятельно устанавливать нормы для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической работы, выполняемой педагогами. При этом допускается введение специфичных для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий видов работы.

Студенты, в свою очередь, теперь получат возможность составлять индивидуальные учебные планы и календарные учебные графики в пределах сроков освоения соответствующей образовательной программы.

Разрешен даже учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме, правда, с оговоркой «в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности, к обработке персональных данных и использованию электронных подписей».

По мнению проректора по учебной работе Университета «Синергия» Анастасии Ожгихиной, можно только приветствовать тот факт, что Минобрнауки снимает практически все барьеры на пути развития в стране электронного обучения.

«Наш университет начал заниматься этим направлением еще в 1999 году. Созданный тогда образовательный портал e-education стал одним из первых в России. Сейчас он перерос в образовательную платформу MegaCampus.ru, которая применяет самые современные технологии он-лайн обучения. Но ни тогда, ни сейчас у нас не было никакой нормативной базы для дистанционного обучения. Сейчас этот пробел закрывается и это большой прогресс», — считает она.

А.Ожгихина отметила, что приказ Минобрнауки не снимает все практические вопросы, которые возникают в процессе дистанционного обучения. Так, например, остается проблема идентификации пользователей и порядка проведения итоговых испытаний.

«Сейчас по закону итоговый экзамен можно сдавать только в очном порядке в здании вуза. Даже если студент живет за пределами России, на аттестацию он должен приехать лично. Мне кажется, что это наше слабое место по сравнению с американскими дистанционными университетами», — сказала она.

В тоже время, по мнению проректора «Синергии», сегодня сложно ответить однозначно на вопрос о качестве дистанционного образования.

«Я бы осторожно сказала, что оно разное: кто-то дистанционным образованием называет отправку почтой книг и выполнение в письменном виде контрольных работ. А кто-то понимаем под этим полноценные интерактивные занятия с преподавателями, выполнение групповых заданий, проведение деловых игр.Так как не было общей нормативной базы, каждый вуз делал это по своим собственным стандартам», — отметила она.

А.Ожгихина не согласна с утверждением, что обучение он-лайн может быть эффективным только для тех студентов, которые сами умеют учиться и способны организовать свою работу.

«Я считаю, что этому тоже можно научить. На первом курсе мы даем студентам-заочникам знания о технологии обучения, помогаем им освоить элементы тайм-менеджмента и организации своего распорядка дня», — сказала она.

Кроме того, проректор «Синергии» подчеркнула, что применение дистанционных технологий не подменяет собой и не исключает непосредственное общение между студентом и преподавателем. Напротив, компьютерные технологии позволяют организовать такое общение на качественно новом уровне.

«Контакт «глаза в глаза», конечно, никто не отменяет — в этом смысл обучения. Более того, наш портал MegaCampus прямо подразумевает такое взаимодействие как между студентами, так и между студентом и преподавателем. Особенно это важно для учащихся заочной формы обучения, у которых мало очных часов, это незаменимая технология, которая улучшает качество учебного процесса», — отметила она.

А.Ожгихина также считает, что элементы дистанционного образования и электронных форм обучения могут быть с успехом применены в средней школе. Благодаря им, может быть скорректирована структура школьных уроков, когда учителю уже не надо будет тратить время на изложение теоретических знаний.

«Тотальное использование дистанционных технологий в школе, на мой взгляд, вряд ли возможно, да и нецелесообразно, но повысить эффективность уроков они вполне способны. В классе учитель сможет уже сосредоточиться на отработке учебного материала, предоставив детям возможность получить первичную информации из современных мультимедийных учебников», — резюмировала она.

Информация предоставлена НОУ «МФПУ «Синергия»


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • 5 фактов современного животноводства
  • МММ вчера, сегодня, завтра. Результаты мониторинга
  • Контроль НКО. Проверка или обыски
  • Разные мнения о табаке
  • Новый тренд: учеба без отрыва от казармы


  • Top