Жить достойно во всех состояниях


Денискина Венера Закировна со студентами. Москва, март, 2013 г. Фото: Оксана ТорбееваДенискина Венера Закировна со студентами. Москва, март, 2013 г. Фото: Оксана ТорбееваДенискина Венера Закировна – тифлопедагог, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, кандидат педагогических наук, доцент, Почётный работник общего образования РФ, специалист в области тифлопедагогики, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Венера Закировна – знаток особенностей слабовидящих и слепых детей, их обучения и воспитания. Её знания – это не только знание специальных источников, но и её личный опыт, её жизнь, её судьба, потому что эта жизнерадостная, умная, прозорливая, с тонким чувством юмора женщина – инвалид по зрению, практически слепая…

Венера родилась в Уфе 1 января 1946 года. В двухлетнем возрасте переболела. Болезнь дала серьёзное осложнение – частичную атрофию зрительного нерва. Остаток зрения позволяет видеть мир очень неясно и таким, каким можно видеть его через очень узенькую трубочку, т. е. Венера в 2-летнем возрасте перестала видеть окружающее пространство…

Девочке повезло: у неё была мудрая мама – Аклима Хабибулловна, которая в артели «Новый быт инвалидов» познакомилась с незрячими женщинами. Они были инвалидами по зрению с детства, но работали и обеспечивали себя, полностью обслуживали самостоятельно. Они щедро делились с Алечкой (так они упростили сложное для них имя – Аклима Хабибулловна) опытом своей самостоятельной жизни без зрения, рассказывали, как можно этому научиться, овладеть грамотой, получить образование.

И Аклима Хабибулловна начала учить своего ребёнка самостоятельности. Мама научила Венеру всему, что умеют делать дети с хорошим зрением. Венера выполняла дома всю работу: мыла посуду, полы, полола грядки, ухаживала за домашними животными, покупала продукты. В 7 лет мама начала учить девочку готовить еду, ухаживать за младшим братиком.

Материнская мудрость способствовала зарождению методов работы со слепыми детьми с остаточным зрением, которые позднее взрослая Венера, став дефектологом, стала совершенствовать и передавать родителям и специалистам-тифлопедагогам.

«Мне уже 67 лет. И все эти годы я очень благодарна своей маме, – говорит Венера Закировна. – Она меня многому научила. Воспитывала с любовью, но без скидок на мои диагнозы. А их у меня много, и здоровьем я никогда не могла похвастаться. Когда мама была недовольна моим поведением, она всегда повторяла одну и ту же фразу: ”Ты Терегулова! Ты Те-ре-гу-ло-ва! Ты не имеешь права так себя вести! Ты должна всегда и выглядеть, и жить достойно!”».

Маленькой Венере было непонятно, почему мама называет свою девичью фамилию, а не папину. В те годы мама не могла объяснить дочери, что она продолжательница рода татарских князей Терегуловых, но приучала девочку стараться не ронять достоинства.

– Венера Закировна, что вам, да и вообще любому человеку помогает справляться с трудностями?

В.Д.: Юмор. Самоирония. И нужно ещё всегда помнить, что если сам человек настроен позитивно, то к нему и люди тянутся позитивные. Многие инвалиды настроены так: «Мне должны». Окружающие люди им должны, государство должно, общество инвалидов должно… Это неправильная позиция. Нельзя же всегда только требовать и брать! Нужно и самому прикладывать усилия, чтобы стать в этой жизни личностью.

– Я наблюдала, как во время лекции вы использовали видеопрезентацию…

В.Д.: Да, я стала применять в работе новые технологии, совершенствуюсь (улыбается). Вот три года назад для меня это было ещё недоступно, а теперь, благодаря своему ученику Алексею Любимову, я стала это применять. Инвалид, если он хочет реализоваться в жизни, должен всю жизнь самосовершенствоваться, самокорректироваться, всё время должен самообразовываться. Иначе никак.

– Как участвует государство в жизни инвалидов?

В.Д.: Государство декларирует равные права всем членам общества, но на самом деле этого пока нет. Разве справедливо, что инвалид, как и зрячий, должен купить себе квартиру, но при этом на работу инвалидов стараются не принимать. Работодателей не интересует наш профессиональный уровень. Карьерный рост возможен, но всё время инвалидам приходится доказывать свой профессионализм. Нас (инвалидов) не страхуют, поэтому кредиты если и выдают, то под значительно большие проценты, чем зрячим. Чистая дискриминация! Работу не гарантируют, в зарплате часто ущемляют (инвалид же не может менять работу, когда захочет, как это делает здоровый человек).

– Что, всё так плохо?

В.Д.: Да нет. Есть льготы по квартплате, за проезд, по санаторно-курортному лечению. Пенсия очень даже помогает. Я её трачу на приобретение средств реабилитации. А вообще я востребована, много работаю, мне некогда «выбивать» льготы. Но меня это и не волнует. Пусть помогают тем, кто не в состоянии сам справиться со своими проблемами. Я плачу все налоги и горжусь этим.

– У вас есть квартира?

В.Д.: Да! Но без помощи государства, учитывая, что я работаю с 18 лет, своё жильё я могла бы приобрести, наверное, только в захолустье. Но там у меня не было бы работы. – Венера Закировна, где вы берёте силы, чтобы быть всегда оптимистичной и задорной?

В.Д.: Меня трудолюбивой оптимисткой воспитывали и мама, и школа слепых. Мама учила выполнять работу по дому (мыть полы, стирать, готовить и т. д.), а педагоги школы дали хорошее образование, научили вязать, шить, танцевать, кататься на лыжах и коньках и т. д. И вот по сей день я так и живу.

– Вы выглядите прекрасно, всегда очень стильно, у вас и причёска, и макияж. Этому вас тоже научила мама?

В.Д.: Да, мама. Она всегда говорила, что тот, кто плохо выглядит, не заслуживает уважения. В детстве я ухаживала не только за собой, но и за своим младшим братом, одевала его, стирала ему одежду. И по сей день я встаю ежедневно в шесть утра и целых три часа трачу на то, чтобы сделать гимнастику, принять душ, сделать причёску, макияж, подобрать соответствующую одежду. Всё сама, никто мне не помогает. Можно, конечно, и за тридцать минут, и за пять, как попало. Но это уже будет небрежно, это не по-терегуловски (улыбается). Моя мама и в лес за грибами ходила в белоснежном переднике и нарукавниках. Я живу по Чехову: «В человеке должно быть всё прекрасно…»

– Венера Закировна, значит, семья для ребёнка-инвалида – это главное?

В.Д.: Семья – несомненно. Но и школа. Школа даёт то, чего не может дать семья. Я очень благодарна маме за то, что она меня отправила в интернат. Если бы не было школы, то я бы многого не умела. Не умела бы вязать, шить. Штопать одежду, следить за её сохранностью мама научила, а вот шить меня научила школа. Вязать тоже в школе меня научили. В школе научили танцевать. И я считаю, что без школы у меня бы не было таких успешных результатов. Благодаря учителям, я стала развиваться дальше. Мне повезло в жизни с учителями. Огорчаюсь, когда выпускники школ слепых многословно благодарят родителей и врачей, а про школу говорят как-то скупо. И становится обидно за школу, за тот титанический труд педагогов, который они вложили в нас – инвалидов, в воспитание и обучение таких талантливых, способных, но очень сложных и необычных детей.

Тифлопедагог Денискина большое значение придаёт неречевым средствам общения. Многое дают детям с нарушениями зрения специальные коррекционные занятия по мимике и пантомимике. Венера Закировна в течение двадцати лет работала над данной темой. И вот с 2001 г. такие коррекционные занятия включены МО в учебный план школ для детей с нарушением зрения.

– Как вы считаете, какой должна быть школа для детей инвалидов?

В.Д.: Школа, прежде всего, должна давать знания, научить ребёнка быть самостоятельным. Помочь ему преодолеть вторичные отклонения в развитии и реабилитироваться. Очень многое детям даёт коррекционная работа. Каждый учитель должен знать особенности развития и здоровья ребёнка, и свою работу выстраивать так, чтобы коррекция осуществлялась на всех предметах, а не только на специальных коррекционных занятиях. На каждого ребёнка должен составляться индивидуальный маршрут коррекции. Данный маршрут должны знать все педагоги, работающие с ребёнком, и каждый из них должен проводить коррекционную работу средствами своей профессиональной деятельности. – Какова роль воспитателя в данном процессе?

Роль воспитателя огромна. Вся воспитательная работа должна быть просто пронизана коррекционной работой. Воспитатель в естественных условиях режима дня учащихся учит всему тому, чему многих слепых совершенно не учат дома. Вроде бы простым вещам: умываться, делать уборку, стирать, содержать вещи всегда в порядке. Но этому в школе обучает, прежде всего, воспитатель. Поэтому роль воспитателя в процессе реабилитации ребёнка-инвалида незаменима. Ведь бытовые навыки необходимы инвалиду для его самореализации в жизни.

– Трудно самореализоваться инвалиду по зрению в обществе?

В.Д.: Очень трудно. Есть выпускники, имеющие прекрасные знания по предметам, но они не могут найти себе применение в обществе, потому что не научены самостоятельному передвижению в пространстве и самообслуживанию. Есть выпускники, не имеющие хороших знаний, но очень коммуникабельные, умеющие самостоятельно решать бытовые проблемы, но без хороших знаний они испытывают трудности в том, чтобы найти себе доступную инвалиду профессию и утвердиться в ней. Выходит, что нужен такой выпускник, который бы имел хорошие знания и умел их применять, при этом он должен быть коммуникабельным и самостоятельным в быту. Только так инвалиды смогут найти своё место в обществе, смогут себя обеспечивать, платить исправно налоги, то есть будут полноправными членами общества. Вот к такому образу выпускника школы мы должны стремиться, готовя детей к взрослой жизни. Это и есть цель обучения и воспитания в специальных школах. Печально то, что массовая школа этих функций пока не готова принять на себя.

Не восхищаться таким человеком, такой женщиной просто невозможно. Одна из слушательниц лекций Венеры Закировны посвятила ей стихи:

Спасибо, женщина, тебе За яркий след в моей судьбе, За силу воли, счастье встреч, За выразительную речь, За каждый правильный совет — На всё, что спросишь, дашь ответ. За доброту и красоту, И за общенья простоту, За душу чистую, как мел, И за успех грядущих дел.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Салат из куриной печени
  • Керамогранит - универсальный облицовочный материал
  • Креативное рисование
  • Видеонаблюдение. «Предупрежден - значит вооружен»
  • Надежные окна - безопасный дом

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top