Загадки и парадоксы самой популярной игры в мире


Фото из мультфильма «Как казаки в футбол играли»Фото из мультфильма «Как казаки в футбол играли»Понять любое явление в жизни человека лучше получится, если начнёшь его глубже изучать, анализировать, ну и, конечно, проверять на практике опытным путём. Этот подход можно назвать научным. Но есть и нечто более тонкое и совершенное, то, чего не сможет сделать ни одна наука. Это искусство. В нашем случае – искусство футбола!

Но, заметьте, и наука, и искусство связаны с проникновением в суть тех или иных явлений, нельзя недооценивать их взаимосвязь. Как прекрасный пример – творчество Леонардо да Винчи. Лучше него в его время никто не рисовал человека, разве что Микеланджело Буонарроти. Но что сделали эти двое – много лет они научно изучали анатомию человека, а затем, изображая человека, они знали, что и где у него расположено, и им было проще творить человека на холсте и в камне. Давайте с этой точки зрения взглянем на самую популярную игру в мире – футбол.

Одни скажут: «Да, я знаю, есть наука футбола», а другие – «Футбол – это искусство». Но если спросить их поконкретнее, в чём именно это выражается, в каких практическим моментах, деталях, то Вы увидите, что конкретно и детально вряд ли кто-то сможет ответить, разве что специалисты футбола, и то далеко не все.

Сначала разберём эту сложную игру с научной точки зрения, включив логику и анализ. Многое в науках связывается с мировоззрением человека. Очень часто, имея определённый взгляд на жизнь вообще, человек именно этот взгляд проецирует на все занятия и явления в своей жизни. Мировоззрение большинства – это мировоззрение борьбы, нацеленное на победу. Для таких радость приносит только выигрыш матча любимой командой, проигрыш влечёт глубокое разочарование.

Но ведь это очень узкий взгляд – если выиграли матч, то хорошо играли, а если проиграли – то, значит, играли плохо. Такой взгляд предполагает ставку на результат, но не на процесс самой игры Процесс игры продолжается 90 минут, и логично предположить, что чем лучше процесс, тем лучше результат. Хотя, если бывает наоборот, то это отнюдь не значит, что была плохая игра. С логической точки зрения есть много ещё вариантов, например, играли хорошо, но соперник был сильнее; или не повезло; или у соперника был хороший вратарь и защита; или были допущены отдельные ошибки, сыгравшие фатальную роль, и т. д.

Таким образом, футбол – это прежде всего игра. Футболисты – это исполнители, тренер – сценарист и режиссёр. Да, именно так.

Много лет я играл и играю в футбол, как и многие из вас. С самого детства я полюбил этот круглый мяч, послушно и красиво летящий после удара в ворота. Помню один случай. Мы разминались перед игрой на стадионе, где ежедневно тренировались. Подошли незнакомые ребята и сказали: «Давайте побегаем в футбольчик». Мы подумали и сказали: «Давайте, но не побегаем, а поиграем».

Потому, что мы уже много лет играли вместе, и тот стиль футбола, которого придерживались, больше напоминал именно игровую импровизацию, основанную на красивых, точных передачах, интересных комбинациях, тактически грамотных ходах. И такой подход позволял не делать лишних движений, и мы не уставая играли по четыре тайма ежедневно.

Два разных мировоззрения, и второе говорит вот о чём: игра – это процесс, настоящий момент, надо всецело сконцентрироваться на настоящем моменте. Игра – это психологический настрой на сам процесс «играть красиво». Чтобы сам играющий испытывал удовольствие от того, как и что он делает. Но не на результат. Много раз я замечал, что когда я вот так всецело и глубоко погружаюсь в сам процесс игры, всё остальное на время как бы перестаёт для меня существовать. Опять же, с логической точки зрения – чем лучше процесс, тем лучше результат.

Посмотрите, как играют бразильцы, испанцы, итальянцы. Они именно играют. И часто, когда команда настроена только на результат, то сама игра теряет зрелищность. Движения игроков становятся скованными, нет лёгкости, изящества, есть поспешные действия. А когда команда выходит на поле с целью показать красивый футбол, то сам этот настрой позволяет играть команде красиво, легко и изящно.

Как-то смотрю по телевизору один из Чемпионатов Европы. Россия выигрывает у голландцев 3:1, показав неплохую игру. Конец матча. Беседуют два специалиста-комментатора. Один спрашивает у другого: «Ну, как Вам новый стиль игры нашей сборной, нравится?». Второй отвечает, на мой взгляд, весьма аргументировано и научно: «О каком именно стиле Вы спрашиваете? У нашей сборной никакого стиля нет вообще. Они просто играют на своём индивидуальном мастерстве, имея хорошую физическую подготовку.

И именно поэтому мы выиграли у голландцев, плюс – повезло. Что касается стиля игры любой команды – то само понятие «стиль» предполагает огромное количество тактических схем, которые команда исполняет очень качественно, исключая малейшую ошибку. Часто всё это доведено у хороших футболистов до автоматизма. И, когда они достигают этого уровня, они начинают импровизировать, чем только усиливают свою игру. И сегодня в мире существует только три стиля игры в футбол.

Самый старый – итальянский: игра от обороны с острейшими контратаками. Применяя эту, одну и ту же, тактическую схему игры на протяжении многих лет, сборная Италия не раз становилась Чемпионом мира, показывая красивый, высококлассный футбол. Второй стиль – бразильский, атакующий: игра на высокой скорости в мелкий и средний пас, позволяющий контролировать мяч от своих ворот, до чужих. Третий стиль – это голландский тотальный футбол, когда команда в постоянном движении, прессингует по всему полю.

В игре сборной России ни одна из трёх этих тактических схем не применяется. И, я бы сказал, что на лицо как раз полное отсутствие стиля. Иногда наши показывают неплохую индивидуальную игру, но общекомандная игра оставляет желать лучшего. И с такой игрой наши далеко не пройдут. Стоит им встретиться с сильной командой, умело применяющей тактические схемы, даже равной по классу, они проиграют. Плюс ещё голландцы слабо сыграли – у них сейчас смена поколений, спад формы. Так что это не наши хорошо сыграли, а голландцы слабо».

Как и предсказал комментатор, сборная России тогда далеко не прошла.

Во многих игровых видах спорта, а в футболе в особенности, есть такое правило, что команда играет настолько хорошо или нет, насколько это позволяет ей соперник, с которым она встречается. Из правила следует несколько логических выводов: 1) никогда нельзя недооценивать соперника и переоценивать свои силы; 2) изучить слабые стороны соперника и постараться сыграть так, как не ожидает противоположная сторона; 3) попытаться не проявить свои слабые стороны, например потерю мяча, неточный пас, не способствовать манере игры соперника. Поэтому, прежде чем прикасаться к мячу, с первых секунд игры надо представлять, как провести всю игру наиболее грамотно. Это и есть футбольная тактика и наука футбола.

Часто смотришь по телевизору матчи высокого уровня, допустим чемпионата России, и удивляешься, неужели такие простые вещи люди или не знают, или не хотят, или не могут понять.

Я считаю, что наиболее рациональный метод игры состоит в стремлении всей команды, начиная от вратаря, и заканчивая центральным нападающим, контролировать мяч, заставляя соперника играть без мяча. Чем чаще это удаётся делать футболистам, играющим вместе в одной команде, тем быстрее растёт уровень их игры, как с точки зрения зрелищности, так и с точки зрения результата. Помню один из финалов Кубка Европейских Чемпионов – спектакль под названием «Милан»-«Ювентус». Я на долго запомнил, как первые минут 15-20 обе команды просто точно и красиво перепасовывались чтобы почувствовать друг друга, войти в ответственную игру, чтобы снять предстартовое волнение. Причём делали они это мастерски и зрелищно, так что за эти 15-20 минут мяч ни разу не вылетел в аут! Будто за футбольным прямоугольником пространства не существует…

Как-то перед очередным Чемпионатом мира меня спросили, за какую команду я буду болеть. Я ответил: «Да ни за какую! Я буду просто наблюдать футбол очень высокого уровня, получая удовольствие от созерцания красоты самой игры, чтобы попробовать научиться делать нечто подобное иногда и самому на футбольном поле. Я намерен учиться у этих больших профессионалов, как, именно как нужно играть в футбол: грамотно, разумно, рационально, тонко, изящно и красиво».

То есть мне интересно смотреть, до чего может подняться умение человека, понимать замысел команд, оценивать осуществление замысла на практике. В более молодом возрасте я несколько иначе применял то, что демонстрировали футбольные ассы. Это была скорее эйфория и эмоциональный подъём, когда основное внимание я уделял отшлифовыванию индивидуальной техники. Со временем я стал обращать внимание на коллективную игру футболистов, красоту воплощения тренерских замыслов, когда футболисты гениально совмещают и индивидуальную технику, и красивые коллективные комбинации с применением гибкой тактики, и придерживаются определённого стиля, не взирая на то, какой стиль навязывает им соперник. И часто за счёт очень рациональной и грамотной игры в пас просто закатывают мяч в пустые ворота, обыграв при этом защитников и даже вратаря, исключая случайное непопадание в ворота.

Самое интересное, что вот так, грамотно и красиво, получая собственное огромное удовольствие, можно играть на любом уровне, даже на дворовых площадках, не обязательно заниматься футболом профессионально. Конечно, чем больше времени человек отдаёт футболу, тем он и играет лучше и профессиональнее.

У меня в жизни получилось весьма интересно с футболом. Я уже неплохо играл индивидуально, и даже пробовал играть профессионально. Я жил рядом со стадионом университета. Вы не представляете, как много там собиралось людей по вечерам, желающих заняться спортом, причём это была молодёжь со всего Мира. И мы играли в футбол каждый вечер в течение нескольких лет.

И вот приходили ребята, совсем молодые и постарше, ну и я играл с ними – африканцами, арабами, латиноамериканцами, грузинами, армянами, русскими. Все они играли очень технично в пас, проводили красивые комбинации, стараясь забить гол покрасивее. Учась у них технике владения мячом, я понял, что самое сложное в футболе – это на высокой скорости вовремя делать точные передачи друг другу. Но нам всем было интересно играть именно так. Мы играли, конечно же, на счёт. Но, так как это не были официальные соревнования, то мы больше концентрировались на самом процессе игры в футбол. Много импровизируя, стараясь сыграть «потоньше», покрасивее и поэффектнее.

pagebreak}
Перед тем, как начать игру, мы уже знали, каким образом мы это сделаем. И, чтобы сохранить этот настрой, мы старались не ошибаться в передачах, чтобы не терять мяч. А это лучше возможно сделать только когда пас идёт своевременно и очень точно в ноги. Старались сделать это неожиданно, не дожидаясь, пока на тебя нападут или перекроют того, кому ты пасуешь. Мы все без исключения смотрели Чемпионаты Мира и Европы, Европейские кубки и старались играть в стиле полюбившихся профессионалов.

Конечно же технический уровень и физические данные были у нас ниже, да и площадка меньше, но именно подход к самой игре был такой же. И, что ещё интересно, мы старались перенять опыт друг у друга, поскольку тренера не было и, следовательно, не было и никакой психологической нагрузки, а это позволяло нам играть более свободно и раскованно. На мой взгляд, примерно также играют непрофессионалы в Бразилии на многочисленных площадках – весьма технично и красиво.

Помню, как один опытный полузащитник однажды подсказал мне и продемонстрировал одну из главных футбольных мудростей. Я немного передерживал мяч, хотя не терял его. А он мне сказал: «Мяч летит или катится в несколько раз быстрее, чем бежит игрок. То есть играть в быстрый пас, передавая мяч друг другу, на много рациональнее, чем бежать самому с мячом». Как оказалось, это был своеобразный секрет футбола, который позволял применяющей его команде играть на порядок лучше соперника.

Хочу перечислить ещё несколько секретов, которые я приобрёл, много играя в футбол сам с хорошими партнёрами и смотря по телевидению великолепную игру больших профессионалов. Очень важно постоянное правильное расположение игроков, умение своевременно открыться, чтобы получить передачу. На последнем Чемпионате мира испанцы проводили до 40-50 точных передач, контролируя мяч по всему полю, доводя комбинации до логического завершения. Ещё один их секрет – игроки настолько чувствуют друг друга, что они на «шаг вперёд» предугадывают действия партнёров, т.е. возникают некие элементы коллективного сознания.

Также важно, когда игроки в точности исполняют все тактические схемы, придуманные тренером. Немаловажный секрет – наличие в команде опытного диспетчера, т. е. человека, отвечающего за исполнение всех тактических схем и рисунка игры. Я восхищался, внимательно наблюдая за игрой диспетчера сборной Испании Ксави, № 8. Все нити игры сборной Испании и клуба Барселона идут через него. Он постоянно открывается без мяча – сзади, слева, справа. Он делает очень точные и острые передачи в самый подходящий момент, так как он одновременно и понимает, и чувствует игру. И поэтому он является самым полезным игроком на поле. Он играет «головой», а ногами помогает исполнить задуманное. Это и есть проявление футбольной мысли на поле, или то, когда говорят, что этот футболист «читает игру». Ведь прежде, чем что-то сделать, сначала надо это обдумать. Я наблюдал за ним специально, за его движениями. Я бы назвал его действия превращением науки футбола, со всей своей рациональностью, в искусство игры.

Ещё один из секретов – смена ритма и неожиданное включение для соперника высоких скоростей. Также важна индивидуальная и общекомандная техника владения мячом, когда наибольшего эффекта можно добиться, если команда применяет один из трёх классических стилей – либо итальянский от обороны, либо бразильский атакующий, либо голландский тотальный.

Ну и, последнее, это когда игроки концентрируются на самом процессе игры (но не на результате). Тогда игра приобретает зрелищность, и, как следствие, приносит хороший результат.

Я думаю, что все эти тонкости футбольной науки хорошо знал главный тренер Казанского клуба «Рубин». В результате несколько лет подряд ранее мало известный клуб становился Чемпионом России. Игроки клуба показывали красивый и техничный футбол, сочетая с очень грамотной тактикой. Также и Московский Спартак, начиная с 1979 г., взявший на вооружение бразильский футбольный стиль, очень техничный футбол в мелкий и средний пас, на протяжении многих лет показывает красивую и зрелищную игру, обыгрывающий в некоторых матчах равных по силе соперников с разницей до 7 мячей.

Я считаю, что такой результат достигается прежде всего за счёт футбольного интеллекта. Также очень сильное впечатление не только на меня, но и на многих людей в мире произвела первая игра сборной СССР в 1986 г. в Мексике, в чём огромная заслуга главного тренера сборной В.В. Лобановского. Как ни парадоксально, но 10 игроков основного состава сборной СССР были из одного клуба – Киевского Динамо. Однако, В.Лобановский доказал, что главное в футболе – это идея, командное мышление. Как раз тогда он мастерски применил голландский тотальный стиль, искусно соединив его с игрой от обороны на контратаках.

На поле была одна команда – Лобановского, выигравшая очень сильную венгерскую сборную со счётом 6:1. Последующие матчи наши также провели на высоком уровне. Однако побороться за медали помешало необъективное судейство. И уже в 1988 г. наши взяли серебро на Европе, уступив лишь звёздному составу голландцев, причём обыграв их в стартовом матче. Примерно в эти же годы Киевское Динамо завоевало один из Европейских кубков, обыграв многие звёздные клубы Европы.

Вообще, когда что-либо делается качественно и с большой любовью, это очень часто приносит положительный результат, не говоря уже про то, что за такой игрой всегда хочется наблюдать. Помню, как однажды перед одним из ключевых матчей Чемпионата Мира комментатор сказал: «Сегодня вас ждёт незабываемый, великолепный спектакль под названием «Бразилия-Испания», поудобнее располагайтесь и наслаждайтесь красотой игры».

Ещё о футбольной науке. Я смотрел матч Кубка Чемпионов с участием футбольного клуба «Милан». И то, что рассказал комментатор об этом клубе привело меня в огромный восторг и расширило мои понятия о футболе. Он поведал следующее. «Милан» – одна из немногих команд на планете, лучше всех применяющая итальянский стиль игры «от обороны» и привёл следующую футбольную статистику. В очередной раз «Милан» досрочно стал Чемпионом Италии, опередив серебряных призёров на 12 очков. За 34 матча «Милан» забил 35 голов, пропустив всего 2, и то с пинальти. Самый распространённый счёт в играх «Милана» – выигрыш со счётом 1:0. Если «Милан» первым открывал счёт, то уже не пропускал в свои ворота мяч. Из 35 мячей, 32 забито «со стандартов» (штрафной, угловой, одиннадцатиметровый). Также в том году «Милан» выиграл и Межконтинентальный кубок со всё тем же счётом 1:0, став при этом лучшим клубом на планете. И в дальнейшем, наблюдая лучшие матчи «Милана», я отметил фантастическую, непредсказуемую и порой парадоксальную игру этого клуба, когда с первых минут события на поле разворачиваются таким образом, что начинаешь чувствовать, что назревает гол в ворота соперника.

А после того, как «Милан» забьёт гол, воодушевлённые, темпераментные итальянцы играют ещё сильнее, не позволяя сопернику играть так, как он хочет. Франко Бареззи, Паоло Мальдини и Джованни Костакурто, защита «Милана» и основа защиты сборной Италии, которая на мировых чемпионатах показывает лучшую игру. Команду, более рациональную в своей игре и более парадоксальную, чем «Милан», я до сих пор не встречал. Парадокс для меня заключается в том, что, наряду с минимальным количеством голов в матчах, «Милан» показывает очень красивую и зрелищную игру.

Начинаешь проникаться казалось бы неприемлемой для болельщика позицией «Милана» – зачем тратить силы в этом матче, забивая много голов, если их можно сохранить на следующий матч, весь чемпионат поддерживая высокую форму, исключая случайные и неожиданные травмы ведущих футболистов. Стиль игры «от обороны» не предполагает большого количества забитых мячей, однако предусматривает очень мало пропущенных. Это такой стиль, как в шахматах – есть системы, которые называются «защита Фелидора», «защита Немцовича» и т.д., применяя которые хороший мастер уже с первых ходов приобретает определённые преимущества над соперником.

Другое дело, что любая система в чём-то слаба. Вот представьте, на поле выходит лучший бразильский клуб, могущий забить любой команде 3-5 мячей, и проигрывает 0:1 «Милану». Причём обе команды показывают красивый, зрелищный футбол с большим количеством высококлассных комбинаций и примерами индивидуальной техники. Просто одна идеология победы не смогла преуспеть над другой. Тем и хорош футбол, что, несмотря на чаще всего небольшое количество забитых голов, зритель получает удовольствие от переплетения неодинаковых стилей, проповедуемых разными футбольными клубами. И такой футбол хочется смотреть ещё и ещё.

Как и в любом искусстве, футболисты иногда сотворяют настоящие шедевры. Они становятся незабываемыми. Один из примеров. Играла сборная Франции один из ответственных матчей. Шёл второй тайм, примерно 80-ая минута, счёт 1:1, очень высокое напряжение и накал борьбы. Контратака французов на высокой скорости. Центральный нападающий получает мяч, а за ним двигаются два защитника. И вдруг он резко тормозит, неожиданно делая паузу 3-4 секунды. В это время два защитника пролетают мимо него и падают. А вратарь, вышедший из ворот навстречу нападающему, не может понять, что же дальше делать. За это время нападающий французов успел оценить всю ситуацию и принять эффектное решение – он мягко перекидывает мяч через вратаря, проявляя исключительное хладнокровие в самый напряжённый момент матча.

Многие футболисты могут сыграть замечательно, но им мешает это сделать именно неуверенность и излишняя поспешность. В связи с этим ещё один парадокс футбола – это когда профессиональные футболисты разных европейских и наших клубов начинают делать элементарные ошибки как в передачах, так и в ведении игры. Казалось бы, столько ошибок не могут себе позволить даже уличные команды. Причина коренится опять же в мировоззрении игроков, демонстрирующих в ответственных матчах, где необходим результат, скованность и поспешность. Зрелищность игры пропадает, проявляется отсутствие стиля и игра ведётся лишь на индивидуальном мастерстве футболистов. Порой невозможно смотреть, как вроде у неплохих профессионалов из 90 минут сплошных ошибок и неточностей выходит всего 10 минут спонтанно получившихся интересных фрагментов. Хочется сказать игрокам: «Старайтесь! Чем делать что-то спустя рукава, лучше вообще не делать! Играйте! Покажите искусство игры!».

Футбол – это коллективное действо, и, я думаю, что при правильном, углублённом психологическом подходе те же самые люди могут сыграть совершенно по-другому, интересно и красиво. Сейчас столько информации о футболе, что при умелом подходе из более-менее одарённых футболистов можно сотворить супер клуб.

Любителей игры в футбол намного больше, чем профессионалов, и мне повезло, что в моей жизни события сложились так, что я понял, как мне кажется, в чём смысл футбола и некоторые его секреты. Даже играя на маленькой площадке с небольшими воротами футбол даёт возможность каждому получить несравнимое удовольствие от прикосновения к мячу, делая это так, или почти так, как это делают футбольные кудесники.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Сборная России по футболу 7 июня встретится со сборной Португалии
  • «Рубин» обыграл лондонский «Челси»
  • Молодёжная сборная Англии одержала девятую «сухую» победу подряд
  • Товарищеский матч между Россией и Бразилией прошёл вничью
  • Тренировки команд и пресс-конференция прошли перед матчем Бразилии и России


  • Top