Пещеры Дуньхуан прибыли в Нью-Йорк


Тысячи буддийских паломников на протяжении веков сходились в одном месте в пустынях Западного Китая. Хотя зыбучие пески стирали их следы, сотни пещер, кропотливо высеченные в бесплодных скалах, сохранили доказательства их преданности вере.

Копия пещеры Дуньхуан периода западной династии Вэй (535-556) в Институте Китая. Фото: Samira Bouaou/Epoch Times

Копия пещеры Дуньхуан периода западной династии Вэй (535-556) в Институте Китая. Фото: Samira Bouaou/Epoch Times

Пещеры Дуньхуан, являющиеся объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, пожалуй, самые великолепные исторические хранилища буддийского искусства и священных писаний. Там сохранилось множество фресок, реалистичных скульптур Будд и других божеств.

До середины июля копии скульптур и картин, а также сутры и статуэтки из некоторых основных пещер Дуньхуан будут выставлены в Институте Китая в Манхэттене.

«Это первый раз, когда копии пещер будут представлены общественности, — говорит Аннет Джулиано, профессор истории искусства Азии из Университета Рутгерса. — Обычно вы можете увидеть отдельные статуи Будд в музеях, и не можете почувствовать окружающую ауру».

Буддийская семёрка в главной нише пещеры «Могао 45», период Тан (705-781 гг.). Копия из стекловолокна Чжан Ли и Ли Лина, 2004 год. Фото: Samira Bouaou/Epoch Times

Буддийская семёрка в главной нише пещеры «Могао 45», период Тан (705-781 гг.). Копия из стекловолокна Чжан Ли и Ли Лина, 2004 год. Фото: Samira Bouaou/Epoch Times

Г-жа Джулиано помогла организовать выставку, целью которой было максимально передать обстановку в пещерах, а не просто показать отдельные экспонаты.

Она была в Дуньхуан, когда пещеры впервые открыли в 1980 году. и несколько раз проводила там исследования.

«Цвет и образы — ослепительны, — вспомнила она ощущения после первого посещения. — Увидеть всё в целом очень трогательно, тем более в пещерах, где изображения в натуральную величину. Я считаю их хранилищем духовной энергии».

Хотя нет способа, точно воссоздать обстановку, зритель чувствует невероятную преданность вере древних китайских художников.

Божественное откровение

«Махаяна-буддизм говорит о накоплении добродетели, и создание подобной красоты было одним из добрых дел», — считает г-жа Джулиано.

Первая из пещер Дуньхуан была создана в 366 г. н.э. буддийским монахом по имени Лэ Цзунь, который остановился в этом месте, путешествуя на запад. Измождённый и уставший, он сел передохнуть, и тут у него открылось божественное зрение: огромный сияющий Будда появился в небе в сопровождении небесных существ, игравших божественную музыку.

Вдохновлённый этим зрелищем, монах решил отказаться от своего путешествия и отметить благословенное событие. Он вырубил пещеру в скалистых утёсах и изобразил в ней увиденную сцену.

После него другой паломник, пришедший в Дуньхуан, также увидел подобные божественные откровения. С этого времени пещеры стали священным местом для верующих. В итоге было создано около 800 пещер, украшенных творениями преданных верующих.

Ранние и поздние пещеры

Дуньхуан, первоначально основанный как военный форпост в 111 г. до н.э., стал центром художественной деятельности вплоть до конца династии Тан (около 900 г. н.э.). Стили и характеры произведений искусства разных династий сильно отличаются, и творения в Дуньхуан не являются исключением.

Чтобы подчеркнуть стилистическое разнообразие, одна из экспозиций в Институте Китая представляет ранние пещеры, а другая изображает поздний период.

В первой комнате в центре находится буддийская ступа, типичная для Западной династии Вэй (535-557 гг. н.э.). Она занимает большую часть пространства, оставляя посетителю лишь немного места, чтобы ходить вокруг неё по часовой стрелке, в соответствии с буддийской традицией. Таким образом, работа повествует об испытаниях Будды Шакьямуни и его невзгодах во время совершенствования в Будду.

«Когда вы идёте вокруг центрального столба, сначала вы видите восточную сторону, где изображён Будда с помощниками, — объясняет Джулиано. — На следующей стороне вы видите Бодхисаттв и небесных существ над ними. А потом, на западной части (тёмная сторона), исхудавшего Будду, что говорит о его аскетизме. Потом он решил, что аскетизм не самое главное, и начал медитировать. Так передан процесс совершенствования и испытания Будды».

Вторая комната смоделирована под «пещеру 45», с центральной нишей на дальнем конце. Там Будда сидит в позе лотоса, а с обеих сторон стоят их ученики, Бодхисаттвы, гневные дэвараджы и другие божества.

Эта «пещера» является типичной для периода Тан (705-781 гг. н.э.), который считается расцветом китайской цивилизации. Монахи использовали пещеру, чтобы медитировать по учению буддизма, как пояснила г-жа Джулиано.

Для завершения образа, стены «пещер» украшены фресками, изображающими небесные миры, наполненные божествами, а также человеческий мир, с его раздорами, и графические предупреждения о недопустимости нарушения Законов Небес.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Китае полиция задержала и избила более 10 адвокатов
  • Китайские искусства: путешествия через области национальных меньшинств Китая
  • Китайские потребители страдают от инфляции
  • Нефрит набирает популярность в современном Китае
  • Отдел пропаганды Китая теперь контролирует и новости о самоубийствах


  • Top