Подводная фотография: цифровая техника не изменила основные принципы


Цифровая техника с компьютерными новшествами не изменила основные принципы подводной фотографии. В некоторых случаях возможность делать снимки в условиях плохого освещения, а затем исправить их при помощи различных компьютерных программ является большим благом. При пользовании плёночным фотоаппаратом слишком тёмный или слишком светлый снимок всегда приходилось выбраковывать. Обрезка была проблемой, копирование с плёнки снижало чёткость изображения, редактирование имело ограничение. Основная предпосылка, что хороший снимок можно сделать только один раз, всё ещё применима. Цифровой – не означает небрежный.

Морской конёк, снятый крупным планом при помощи цифрового фотоаппарата SeaLife DC 1400. Фото: John Christopher Fine Морской конёк, снятый крупным планом при помощи цифрового фотоаппарата SeaLife DC 1400. Фото: John Christopher Fine

Цифровая аппаратура для съёмок под водой не дешёвая. Существуют цифровые устройства, которые стоят тысячи долларов, в зависимости от системы фотоаппарата. Некоторые фотоаппараты стоят от $500 до $12000.

Независимо от того, какую камеру вы выбрали, важно знать её ограничения. Изучите инструкцию. Можно пропустить те свойства, которые используются не часто. Существуют важные аспекты, и каждое новое приобретение требует тщательного изучения. Не ждите, пока окажетесь на борту дайв-бота, чтобы испытать и разобраться с новой фотокамерой.

Уплотнительные кольца – это первостепенные детали, которые следует осмотреть. У меня есть цифровая камера с небольшой кривизной корпуса. Это означает, что кольцо О-ринг будет искривлено под эксцентричным углом. Некоторые производители понимают, но игнорируют тот простой факт, что кольца О-ринг обеспечивают герметичность их аппаратуры. Кольца О-ринг бывают круглыми или продолговатыми. Искривления приведут к нарушению герметичности камеры.

Один крупный производитель плёночных фотоаппаратов выпустил камеру для подводных съёмок из серии «усовершенствованных» моделей. Это был кошмар. Дайверы часто поднимали их наверх, полными воды. Причина заключалась в искривлении уплотнительного кольца. Выбирая аппарат для подводных съёмок, убедитесь, что уплотнительные кольца толково спроектированы и имеют идеально круглую или продолговатую форму без искривлений. Именно поэтому их называют О-ринг. Когда Sealife, один из самых крупных в мире производителей фотокамер для подводной съёмки, выпустил новую модель DC 1400 и кожух, они использовали уплотнительное кольцо идеально продолговатой формы. Огромное усовершенствование по сравнению с изгибом их DC 1200 кожуха, что требовало дополнительного внимания при закрытии камеру.

Важен правильный уход и содержание уплотнительных колец. Перед каждым использованием проверьте кольцо пальцем. Убедитесь, что на нём нет песчинок или посторонних предметов. Пользуйтесь смазкой для уплотнительных колец, чтобы улучшить герметичность и обеспечить эластичность кольца. Проверьте канавку кольца, чтобы убедиться, что туда не попали песчинки, волоски и другие предметы, которые нарушат герметичность, как только камера или кожух будут закрыты.

Прежде чем закрыть камеру, убедитесь, что на объектив или в кожух не попали волоски, пыль или мусор. Много отличных снимков было испорчено волосками перед объективом. Я отснял целую серию подводного футажа с Мелом Фишером, легендарным искателем подводных сокровищ, ныне покойным, и когда плёнку проявили, то оказалось, что поперёк кадров был запечатлён волосок. Я только получил камеру из ремонта и стал ею пользоваться, не проверив передний порт кожуха. Не оставляйте ничего на авось. Всё проверяйте. Несмотря на наличие фотошопа, волосок или частичка грязи перед объективом испортят снимок.

Ко многим подводным цифровым камерам прилагаются пакетики с силикагелем. Влага внутри порта означает, что он запотеет. Запотевшие линзы испортят снимок. Помните, что пакетики силикагеля могут разорваться и посторонние частицы появятся перед объективом, поэтому пользуйтесь ими осторожно. Некоторые производители рекомендуют после использования сушить пакетики в микроволновой печи. Убедитесь, что они не пропускают содержимое, прежде чем помещать их в кожух.

Запотевание происходит при перепадах температур. Тот же принцип, что и со стёклами автомобиля. Пакетики силикагеля внутри кожуха помогут в какой-то степени. Не держите камеру на солнце. Очень часто я наблюдаю небрежное хранение камер на дайв-ботах. Некоторые оставляют камеры под лучами солнца, объективом вверх. Когда камера оказывается под водой, линзы немедленно запотевают. Перепад температур усилится, если камера полежала на солнце, а вода холоднее, чем воздух. В инструкциях производителей ясно указано: берегите камеру и кожух от прямых солнечных лучей.

Я держу свою аппаратуру я пластмассовом контейнере для подводного снаряжения. Он помещается под сидением большинства водолазных ботов. Моя аппаратура не только содержится в порядке и никому не мешает, но также укрыта от солнца. Мою аппаратуру не столкнут случайно ногой, её не смоет за борт. Контейнер крепится к опорам скамьи посредством каната. Он остаётся на месте во время сильного волнения. Один незадачливый фотограф положил свою камеру в стойку для кислородных баллонов рядом с собой. Когда он вернулся на своё место, то раздавил камеру своим баллоном.

Продумайте способ закрепления камеры на своём теле под водой. За две недели на том боте, на котором я плавал, были утеряны четыре камеры. Их больше не нашли. Я пользуюсь камерами, которыми могу манипулировать, занимаясь другими делами под водой, включая обучение студентов и неопытных дайверов. Мне нравится показывать им их фотографии после погружения. Возможность отправить снимки по электронной почте – большое удобство. Это намного более лёгкий процесс, чем когда я снимал слайды на цветную плёнку.

Бывают моменты, когда я должен полностью отставить камеру, и использовать обе руки. Занимаясь дрейф-дайвингом у побережья Флориды, где проходит течение Гольфстрим, я беру с собой флажок. Таким образом, одна рука всегда занята, пока я не прикреплю надёжно линь флажка к рифу. Мне требуется немного времени, чтобы найти подходящее место и убедиться, что крючок не повредит кораллы. Цифровая камера, которой я пользуюсь, идеально подходит для этого. Она не отвлекает меня от обучения и инструктажа по дайвингу.

Мне не нравится, чтобы мне подавали камеру, когда я нахожусь в воде. Конечно, в определённых условиях это необходимо. Я всегда объясняю палубному матросу или инструктору по дайвингу, как это нужно делать. Я подаю камеру и стробоскоп на бот особым способом. Коннекторы и проводки от стробоскопа к камере хрупкие и дорогие. Я обматываю ручку стробоскопа ремнём от камеры, чтобы их можно было взять как одно целое. Как только я забываю рассказать новому инструктору или матросу, как обращаться с моей камерой, они берут её за проводки коннектора.

Я прыгаю с бота в воду спиной вперёд. Это позволяет мне защитить своим телом камеру от удара об воду. Таков мой метод. Я предпочитаю прыгать с камерой и стробоскопом и делаю это таким образом, чтобы аппаратура не пострадала от удара. Вокруг шеи у меня –мягкая лямка и зажимы с планкой, на которую я монтирую камеру. Раздвижные зажимы с держателями продаются недорого и очень подходят для этой цели. Линь убирается внутрь и не мешает, пока я не пользуюсь камерой. Камера крепится к телу двумя способами. Это дополнительная гарантия, что она не уплывёт и не потеряется, когда моё внимание будет отвлечено или усилится течение. Я прикрепляю рыболовные грузила к нижней части камеры, чтобы уменьшить её плавучесть под водой.

Работайте близко к объекту. Условия под водой редко бывают идеальными. Часто фотографы, с которыми я занимаюсь под водой, снимают объект с расстояния в 15 футов. Срабатывает встроенная в камеру вспышка, и я вижу, что частицы в воде освещаются светом стробоскопа. Это означает обратное рассеяние. Это сродни фотографированию со вспышкой на снегу. Каждая частица действует как зеркало и отражает свет обратно на объект.

Обратное рассеяние портит снимок. Его можно уменьшить, работая настолько близко, насколько позволяют фокусное расстояние и объект. Важно учитывать фокусное расстояние, поскольку работа с обычной цифровой камерой на слишком близком расстоянии означает, что снимок окажется не в фокусе. Если фокусное расстояние объектива от двух футов до бесконечности, работайте не ближе, чем на два фута. В зависимости от условий освещения, цифровой экран трудно рассмотреть под водой отчётливо. Снимок, возможно, не будет выглядеть вне фокуса, пока его не увидишь на компьютере в большем формате.

Другой способ уменьшить обратное рассеяние состоит в том, чтобы установить стробоскоп под углом назад. Объект освещается, но свет не попадает на частички прямо, а, скорее, сзади. Вот почему хорошо иметь стробоскоп, который можно отсоединить от кронштейна и затем наклонить свободной рукой.

Поль Тзимолис, хорошо известный подводный фотограф, который многие годы стоял у руля дайвинг-журнала, использовал кронштейн, который выглядел как молоток для крокета и имел ручку такой же длины. Он манипулировал светом стробоскопа в его конце и даже в тёмной воде получал отличные фотографии.

Встроенная в камеру вспышка посылает свет стробоскопа прямо вперёд. И если в воде плавают частицы, имеет место обратное рассеяние. Многие фотографы не снимают стробоскопы с кронштейна под водой. Многие камеры продаются с кронштейнами на кнопках, что облегчает удаление стробоскопа. Творческое использование света – важный аспект композиции. Это вопрос практики и опыта.

Когда я использовал плёночные фотоаппараты, мой абсолютный диапазон был десять футов. С появлением новых стробоскопов, предназначенных для цифровых аппаратов, пять футов будет хорошим расстоянием для большинства небольших вспышек. Работайте, находясь как можно ближе к объекту.

Цифровая фотография не изменила высказывание «Практика ведёт к совершенству». В подводной фотографии практика особенно важна. Цифровая техника позволила сразу увидеть снимок. Это лучший способ научиться. В прошлом, когда я использовал слайд, мы утром делали снимки, а после обеда проявляли их. Несмотря на то, что проходило время, это позволяло сделать критический анализ снимков. При следующем погружении ошибки исправлялись и снимки совершенствовались. Конечно, другое высказывание гласит: «Снимок можно сделать только один раз».

У большинства не очень дорогих цифровых камер затвор срабатывает с задержкой. Это приводит меня в ярость. Фотографировать движущиеся существа – задача сложная. Секундная задержка означает, что нужно предугадать момент нажатия на спуск затвора. К тому же камеру во время съёмки нужно удерживать неподвижно. Цифровые камеры обычно имеют автофокус, и это означает, что может сработать предварительная вспышка. Поэтому необходимо рассчитывать время, которое пройдёт до срабатывания затвора.

Вчера я сделал 75 снимков при помощи новой камеры SeaLife DC 1400 и стробоскопа. Многие дайверы позируют с морской звездой. Дайвер – не профессиональная фотомодель, поэтому мне приходилось согласовывать срабатывание затвора с её дыхательным ритмом. Нелёгкая задача при задержке срабатывания затвора у моей камеры. На многих снимках её лицо покрыто пузырьками воздуха из-за выдоха в регулятор.

Преимущество цифровой фотографии в том, что сотни снимков можно запечатлеть на одной плате. Мне не нужно всплывать на поверхность, чтобы перезарядить плёнку, отсняв 36 кадров. Однако я должен рассчитать время, поскольку у моей камеры задержка срабатывания затвора. Это компромисс: компактная, удобная камера по сравнению с громоздкими и неудобными камерами в кожухе для съёмок на суше.

Контроль над плавучестью также является важным аспектом подводной фотографии и для фотографа, и для модели. Во время вчерашнего погружения у моей приятельницы были проблемы с плавучестью. Это означает, что каждый раз, когда она принимала позу, её рука опускалась на песчаное дно и поднимала столб песка. Мне приходилось ждать, пока песок уляжется. Но неизменно каждый раз, когда песок оседал, её рука снова опускалась на дно и поднимала новый столб песка. Если есть течение, располагайтесь так, чтобы поднятый ил уносило в сторону.

Находясь под водой, все мы взбалтываем дно. Чтобы сделать снимок, мы стараемся занять оптимальное положение и таким образом поднимаем немного песка. Пузырьки нашего регулятора распугивают рыб в тот момент, когда мы приготовились сделать снимок. Важно контролировать плавучесть, чтобы избежать столкновения с рифами и удерживать камеру ровно.

Я остановился на недавно выпущенной цифровой камере SeaLife DC 1400. Компания, расположенная в Нью-Джерси и имеющая дистрибьютеров в Великобритании и по всему миру, прислушивается к подводным фотографам. Зная, что дайверы работают в перчатках, они переместили кнопку выбора режима на заднюю панель камеры. Кнопка вкл/выкл удалена от кнопки спуска затвора. Спуск затвора помещён в своё собственное поле под правую руку и окружён пластиной из нержавеющей стали. Я больше не нажимаю по ошибке на видео режим.

Клавиши контролируют другие функции. Они представляют собой длинные прямоугольники, называемые фортепьянными клавишами, которые располагаются на задней стенке камеры. Ими удобно пользоваться даже в перчатках. Я никогда не пользуюсь ими под водой. Я настраиваю камеру перед погружением. Камеру нужно только включить и выключить и щёлкнуть затвор. Я не рассматриваю только что сделанный снимок. Я ничего не удаляю, находясь под водой. Я не вхожу в меню и не настраиваю фокус. Я хочу наблюдать и сосредоточиться на композиции.

Новому DC 1400 не нужен зажим на широкоугольном объективе. Мне больше не нужно снимать широкоугольный объектив под водой, чтобы убедиться, что пузырьки воздуха не застряли между объективом и кожухом. Мне не нужно снимать его, когда я вижу вдалеке акулу и хочу увеличить её размер на снимке. Я не потеряю широкоугольный объектив, как случилось однажды, когда его ремешок расстегнулся. К счастью, я увидел, как это случилось, и быстро вернул его на место. Компания, которая прислушивается к своим клиентам и совершенствует аппаратуру, является передовой.

Фотография – это мгновение по времени. Она занимает долю секунды. Хорошая она или плохая, зависит от мастерства фотографа. Это не изменилось. То, что механика съёмки упростилась и стала доступна большому количеству людей, не изменило основные принципы подводной фотографии.

Концентрация обязательна как при подготовке, так и при составлении композиции снимка. Камера под водой ещё больше усложняет погружение. Это аналогично тому, что вы ведёте машину по оживлённому шоссе и разговариваете по мобильному. Внимание к погружению стоит на первом месте.

Фотография вызывает повышенный интерес к подводному царству. Она позволяет поделиться чудесами подводного мира с семьёй и друзьями. Изучите особенности вашей камеры, упростите технологию и оборудование и наслаждайтесь, запечатлевая красоту подводного мира.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Наука в кластерах. Форум «Глобализация инноваций»
  • Крахмал кукурузный поможет извлечь из руды золото
  • Что там показали на Google I/O 2013?
  • Конференция разработчиков Google I/O открылась в Сан-Франциско
  • Интерактивная выставка «Комната дождя» открылась в Нью-Йорке


  • Top