Путешествие в мир древней китайской бронзы


Париж, Франция — экстраординарное путешествие по мифическому Китаю, его следующие друг за другом правители, ритуалы и периоды войны и мира предлагаются посетителям парижского музея Guimet (Гиймэ), где представлена редкая коллекция древних изделий из бронзы.

Ваза Ху из бронзы для перебродивших напитков, инкрустированная малахитом и бирюзой, высота — 7.5 дюйма. Династия Западная Чжоу, Период враждующих царств, 5-4 век до н.э. Фото: Vincent Girier Dufournier

Ваза Ху из бронзы для перебродивших напитков, инкрустированная малахитом и бирюзой, высота — 7.5 дюйма. Династия Западная Чжоу, Период враждующих царств, 5-4 век до н.э. Фото: Vincent Girier Dufournier

Больше ста экспонатов из коллекции Meiyintang (Мэйиньтан), среди которых самый древний датируется вторым тысячелетием до н.э, впервые представлены французской общественности. Выставка проходит до 10 июня.

Небольшое введение

Выставка начинается с двух репродукций картин 18-го столетия, изображающих учёных в процессе классификации древних изделий из бронзы.

Мари-Кэтрин Рэй, главный хранитель китайской секции в музее Guimet, описывает выставку как запись древнейшей китайской истории через изделия из бронзы. Эти изделия подобны тем, которые на Западе назывались регалиями и были самыми драгоценными предметами правителя, которые переходят от династии к династии.

Во время осмотра выставки, организованного по темам и хронологически, зритель попадает в различные ситуации: банкет, бестиарий, война и т.д. У каждой династии есть свои установленные обычаи и моральные стандарты.

Если мы хотим узнать об оружии бронзового века, и, соответственно, о войне, выставка показывает нам другой аспект металла.

«В Китае бронза очень рано начала использоваться для изготовления ритуальных предметов для жертвоприношений небесам, понятие ритуала пришло от неолитического человека. Мы теперь знаем, что эра неолита была временем процветания во всех областях Китая. Хотя всегда говорилось, что китайская цивилизация зародилась в бассейне Жёлтой реки в центральных равнинах Китая, благодаря всем этим находкам мы знаем, что происходила принудительная ассимиляция», — объясняет Сюэл-Чун Цзао, учёный-аналитик музея Guimet.

Рэй поворачивается к сове, украшающей неолитический бронзовый экспонат.

«На неолитической керамике уже появляются совы, другие птицы и бараны, более поздние артефакты смоделированы с них, — сказала она. — Это — воображаемая действительность, которая позволяет общаться с природой и небесами; этот эстетический словарь позволяет создать целостность между человеком, природой и небесами».

Смущает и обольщает то, что детали чрезвычайно точны, но трудно их идентифицировать, понять, что они обозначают.

Типичный пример — повторяющийся узор taotie (таотэ), который был объяснён как «голодное животное» или как «маска животного». Центральная ось разделяет два глаза. Кажется, что вы смотрите существу в лицо, но если вы посмотрите на одну сторону маски, она представится как дракон или змея, увиденная в профиль.

Наследие и перемены

Переход между династией Шан (1600-1046 годы до н.э) и династией Чжоу (1045-256 годы до н.э) не всегда легко отличить, потому что те же самые мастера работали в обоих периодах, продолжая наследие своих предков.

Оправдание для династии Чжоу за ниспровержение династии Шан состоит в том, что правители последней злоупотребляли алкоголем и стали тиранами. Небеса забрали у них правление и передали Чжоу. Ритуалы изменились, и кубки для бродящего напитка Шан были заменены сосудами для хлебных злаков и воды.

В период династии Чжоу развивается производство изделий из бронзы. Появляются специализированные мастерские по рисованию, созданию форм, полировке, каждая с чётко определённой ролью в производственном процессе. Основное производство было сосредоточено на центральных равнинах, но местные производители существовали повсюду.

Изделия из бронзы были важны для элиты. «Существовал целый организационный процесс, начавшийся уже при династии Шан, при котором столица перемещалась несколько раз, чтобы быть ближе к сырью», — объясняет г-жа Цзао.

Из-за использования в качестве ритуальных предметов эти изделия приобретали священный аспект. Цель состояла в том, чтобы передать пожелания небесам. Можно почувствовать эту таинственную силу. В более поздние времена эти объекты теряют свой религиозный характер и становятся предметами роскоши, показывая богатство их владельцев.

«Это походит на священные предметы Средневековья в Европе, — сказала Цзао. — В литургических объектах средневековой Европы чувствуется наличие внутренней силы. То же характерно для периода Аньяна, вы можете почувствовать, что это нечто большее, чем искусно сделанный предмет».

Эволюция формы

Начиная с того времени, который мы называем периодом Западного Чжоу (1046-771 годы до н.э.), формы изделий становятся более простыми и более геометрическими. Змеи и драконы сведены к волнам и линиям.

В это время музыка становится величественной, это показатель даже более сильный, чем оружие. Западный Чжоу начинает систематизировать ритуалы с введением разного размера бронзовых колоколов для того, чтобы они звучали как ноты. Музыка отделяет благородное от нецивилизованного.

Даже в функциональных предметах используются мотивы природы, и инструменты войны становятся объектами на параде. Предметы для женщин более утончённы: маленькие коробочки, инкрустированные драгоценными камнями, нефритом, прекрасные и изящные.

Около VI столетия стало заметно влияние степей. Сцены охоты часто используются для художественного оформления. Прекрасный пример этого представлен на маленькой коробке, украшенной четырьмя крохотными летящими птицами. Бронза инкрустирована серебром и золотом.

Вводится штампование формы, что позволяло воспроизводить образцы по желанию. Раньше каждая форма была одноразовой и должна была быть сломана во время литья, чтобы освободить изделие из бронзы.

Археологические раскопки изменили устоявшиеся представления даже у китайцев, сказала Цзао.

«Некоторое подобие может быть найдено с месопотамской глиняной посудой, но что является типично китайским — это письмена, в большинстве случаев на бронзе. Изделия из бронзы доказали подлинность написанного историком Сыма Цянем (141-86 гг. до н.э.), который написал историю Китая, начиная с его создания».

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Американский конгрессмен призывает Тайвань поддержать свободную прессу в Китае
  • Американские конгрессмены призывают положить конец преследованиям семьи Чэнь Гуанчэна
  • Многотысячный протест против химического производства прошёл на юге Китая
  • Град и ливни убили десятки человек в Китае
  • Что понимает Пекин под правами человека


  • Top