Лидер, тихоня или забияка?

The Epoch Times18.05.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:16
В любом коллективе есть своя иерархия – это закон социума. Нравится это родителям, или нет, но в каждом классе есть свои любимчики и аутсайдеры. Во многом это зависит от характера ребенка, но немалое значение имеет воспитание. Порой ярлыки приклеиваются ситуативно, и как же трудно бывает от них избавиться!
Нравится это родителям, или нет, но в каждом классе есть свои любимчики и аутсайдеры. Фото: Stockbyte/Photos.com
Нравится это родителям, или нет, но в каждом классе есть свои любимчики и аутсайдеры. Фото: Stockbyte/Photos.com

От человека ожидают того или иного поведения, даже толкают на какие-то поступки. Однако бывает, что самому ребенку именно такая позиция выгодна, даже если на первый взгляд она кажется некомфортной. И наоборот, роль лидера или всеобщего любимца может доставлять неприятности. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо разобраться в основных типах школьных характеров.

Хулиган

Это негативный лидер. Он хочет привлекать к себе внимание, но не знает как. Гораздо проще для такого ребенка выделяться не примерным поведением и успехами в учебе, а проказами и шалостями. Одноклассники иногда идут за таким лидером, но чаще он противостоит большинству. Проблема здесь кроется в семье: хулигану не хватает внимания взрослых. Иногда таких детей не только не хвалят, но даже и не наказывают за проступки. В таких случаях ребенок может просто не понимать, что он поступает плохо.

Понятно, что своими поступками хулиган пытается привлечь к себе внимание. Он как будто доказывает учителям и одноклассникам: пусть я плохой, но я существую! Опасность состоит в том, что антисоциальное поведение может войти в привычку. Хулигану не составляет никакого труда ударить другого, отобрать у более слабого понравившуюся вещь, украсть что-нибудь.

Родителям необходимо перестраивать систему воспитания. Хвалить за хорошее и ругать за плохое. Искренне интересоваться делами своего ребенка, вникать в то, что его волнует.

Тихоня

Дети, попадающие в эту категорию, обычно интроверты по природе, с богатым внутренним миром. Им не требуется внешних подтверждений своей уникальности. Они не ищут ничьего общества, на уроках хорошо справляются с письменными работами, но могут плохо отвечать у доски. Не всегда проявляют активность, бывают неуверенными в своих силах.

Опасность такой позиции в том, что ребенок не получает достаточно социального опыта, может вырасти замкнутым, одиноким, не умеющим строить отношения с людьми.

Родители должны постараться помочь тихоне стать ярче, научиться проявлять свои сильные стороны. Важно, чтобы у него был друг, с которым можно поделиться: тогда ребенок не будет чувствовать себя несчастным и всеми заброшенным.

Лидер

Обычно лидерами становятся дети умные, с хорошо развитой волевой сферой, ярко выраженными способностями организатора. По природе своей это сильные личности, умеющие брать на себя ответственность за общее дело. Лидера могут не любить, но его боятся и ему подчиняются. Бывает так, что в классе один лидер, а если нет, то коллектив разделяется на две-три группы, в каждой из которых есть свой лидер.

Казалось бы, это очень удобная позиция. Но на самом деле таким детям не всегда приходится сладко. Всегда найдется тот, кто захочет оспорить право лидера на первенство. В результате ребенок постоянно находится в напряжении, ему ни в коем случае нельзя проигрывать. Если он ошибется даже в пустяке, его немедленно сбросят с пьедестала.

Родителям в таких случаях нужно настраивать ребенка, что важно иметь поддержку двух-трех настоящих товарищей, а не всего класса.

Подлиза

Этим детям очень хочется быть первыми, но для этого у них нет ни способностей, ни характера. Единственное, что им остается – держаться поближе к лидеру. Подлиза может трусить, бояться, что его обидят, поэтому и ведет себя так. Нередко такой ребенок поступается своим мнением, чтобы только ни с кем не ссориться.

С одной стороны, подлиза научается гибкости в обращении с другими людьми, учится подстраиваться под собеседника – это качества полезные для взрослой жизни. Плохо то, что ребенок привыкает не иметь личного мнения и не сможет проявить себя в отсутствие лидера. Всегда есть риск, что подлиза вырастет манипулятором, привыкшим добиваться желаемого враньем и лестью, а не поступками.

Родителям необходимо учить сына или дочь брать на себя ответственность, приучать его к мысли, что он ценен сам по себе, а не благодаря окружению. Чаще всего подлизы вырастают в строгих семьях: дети приучаются врать, чтобы избежать наказания.

Ябеда

Не умея возвыситься сам, маленький ябеда старается унизить товарищей. Причины обычно кроются в семье: не добившись в жизни многого, родители самоутверждаются за счет ребенка. Подобному поведению способствует также слабость характера.

Опасность в том, что у подрастающего человека формируется позиция «все плохие, один я хороший». Взрослые ябеды всегда всех очерняют и критикуют, ни о ком не скажут доброго слова.

Родителям нужно научиться наказывать ребенка только заслуженно, перестать унижать его и придираться к нему. Прекратить рассказывать плохое про других в присутствии детей, объяснять, что у каждого из нас много хороших черты – на них в первую очередь нужно обращать внимание.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА