Мост Рамы — древнее сооружение или естественное образование?


Мост Рамы — это цепочка маленьких коралловых островов и мелководья в Полкском проливе длиной около 50 км, связывающая южный берег Индии с островом Шри Ланка, бывшим Цейлоном. Индусы и раньше, и теперь считают мост Рамы искусственным сооружением, построенным Рамой в незапамятные времена, для них он и сейчас является священным местом.
 Мост Рамы на древней карте Цейлона из атласа Птолемея Фото: Wilfriedbluhm.de Мост Рамы на древней карте Цейлона из атласа Птолемея Фото: Wilfriedbluhm.de

В районе моста Рамы между островками — необъяснимое и резкое поднятие дна с глубины 10–12 м до 1–0,5 м, так что по мосту можно пройти, находясь в воде приметно по пояс, и проплыть на маленьких лодках (только пролив между мысом Рамнад и островом Рамесвар, так называемый проход Памбас, доступен для небольших судов). Собственно мост длиной 30 км протянулся от острова Памбан (другое его название Рамешварам — место Бога Рамы) на юго-западном побережье штата Тамилнаду в Индии до острова Маннар у северо-западного побережья Шри-Ланки.

В 18 км юго-восточнее Рамешварама на длинной песчаной косе некогда стоял город Дханушкоди, который в 1964 г. был полностью разрушен циклоном. После циклона уцелел только один храм Котхандарасвами, возле которого часть врагов Рамы сдались ему в плен, а в районе косы на дне моря лежит ещё один никому не известный храм, о котором не сохранилось никаких сведений. С этого места начинается Мост Рамы.

Дискуссия о том, естественный мост или искусственный, разгорелась после того, как правительство Индии в 2001 г. решило разрушить мост и сделать Полкский пролив судоходным, что позволит экономить 30 часов плавания вокруг островов (примерно 400 км пути). Канал здесь предложил провести ещё в 1850 году англичанин, командор Тэйлор, а в 1955 г. этот план хотел осуществить Джевахарлал Неру. Но священные места своего же народа разрушать как-то неэтично, поэтому правительство Индии в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой («Рамаяна», хоть и священная книга, но, разумеется, не в счёт).

Обезьяны строят Мост Рамы. Фото: Deathtrack.ruОбезьяны строят Мост Рамы. Фото: Deathtrack.ru

27 марта 2007 года группа международных общественных организаций начала кампанию SaveRamSethu (Спасите Мост Рамы) по спасению Моста Рамы (27 марта — день рождения Рамы). Для индусов Мост Рамы — живое доказательство их древней истории, и начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих.

Противники строительства также заявляют, что разрушение моста затронет всю местную экосистему. С северо-восточной стороны моста — бурный и опасный Полкский залив со штормами и циклонами. С юго-западной стороны — спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета. Мост Рамы разделяет эти два разных залива и смягчает страшные последствия циклонов и цунами: по мнению учёных, цунами, обрушившийся на Индию и унесший десятки тысяч жизней в 2004 году был значительно ослаблен мостом Рамы, в противном случае жертв было бы ещё больше. Под воззванием SaveRamSethu подписались тысячи людей.

Защитники Моста Рамы предлагают принять другой проект трассы канала, не повредив древнее сооружение: прорыть его по большой песчаной отмели близ деревни Мандапам. Будут ли они услышаны индийским правительством, пока не ясно, но Мадрасский Высокий суд в 2007 г. принял решение, что Мост Рамы является искусственной структурой.

Снимки, сделанные космическим агентством НАСА несколько лет назад, подлили масла в огонь — на них ясно виден настоящий мост, хотя специалисты НАСА и заявили, что снимки не дают конкретной информации о происхождении или возрасте цепи островов. Зато индийская газета HindustanTimes сообщила, что снимки НАСА являются доказательством реальности индийских сказаний.

Геологическая служба Индии (GSI) исследовала всю структуру моста Рамы. В районе моста было пробурено 100 скважин, пробы грунта из которых были тщательно изучены. Было проведено магнитное и батиметрическое сканирование. В результате исследований было выявлено, что невысокий подводный хребет (мост) шириной от 1,6 до 4 км представляет собой аномалию, поскольку неожиданно возникает от стороны Бенгальского залива. Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5х2,5 м правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 м. и лишь потом начинается твёрдый грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен сверху на песчаный грунт. Некоторые из валунов настолько легки, что могут плавать на воде.

Было также установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов и скорее напоминают дамбу. В скважинах был обнаружен однородный материал — известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также говорит о том, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу. Мнения ученых, как водится, разделились и по поводу возраста, и по поводу происхождения моста. Что ж, за легендами и мифами часто скрывается реальность, и Шлиман нашёл Трою, потому что, вопреки мнению учёных, поверил Гомеру!

Всё же, несмотря на протесты общественности, корпорация Sethusamudram начала строительные работы на месте будущего канала, но по непонятным причинам некоторые земснаряды были возвращены в порт из-за поломки, также были сломаны зубья ковшей. Неожиданный для этого времени шторм разметал суда и не дал продолжать работы. Верующие индусы сразу заявили, что это Царь обезьян Хануман охраняет своё творение.

Мост Рамы (RamasetuSetu или Setubandha) с санскрита переводится как искусственная набережная, в древних источниках и в «Рамаяне» он также упоминается как мост Налы и как Священная дамба, а в тамильском варианте «Рамаяны» Священной дамбе посвящена целая глава. Упоминание о строительстве моста Рамы находится не только в «Рамаяне», но и во всех Пуранах (индийских священных книгах) и в «Махабхарате».

В атласе Шварцберга (стр. 38) на карте Индии периода 1290–1390 годов н. э. мост Рамы упоминается как Setubandha (Искусственная набережная), в течение многих веков он был хорошо известен географам и путешественникам, и даже Марко Поло (1254–1324 гг.) описал его в своей книге IL MILIONE (Миллион).

Согласно старинным картам, вплоть до 1480 г. мост был пешеходным и полностью находился над водой, и люди ходили по нему из Индии в Шри-Ланку, что подтверждает древняя карта Птолемея. Затем мост был разрушен землетрясением и цунами. После землетрясения мост опустился под воду примерно на 1–1,2 м, а в одном месте образовался разрыв моста, который теперь надо преодолевать вплавь. Существует и другое название моста, которым пользовались англичане, захватившие Индию, — Адамов мост, это название дали мосту мусульмане. Согласно арабским легендам, когда Адам был изгнан из рая, Бог поселил его на острове Цейлон, а по этим отмелям затем Адам перешёл на материк.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top