Аркадий Небольсин: Нужно по-новому воспитывать людей


Кризис веры, экологическое состояние Земли, утрата эстетики жизни и потеря сакральной значимости среды вызывают огромную тревогу у специалистов в области философии, искусствознания, культурологии, реставрации, а также у людей, кому небезразличны эти темы.

С Аркадием Небольсиным, профессором, видным историком искусства, потомком рода Пущиных и внуком контр-адмирала Небольсина, мы встретились в его квартире в Нью-Йорке, чтобы побеседовать о вечных ценностях добра и красоты, современной доктрине развития искусственной и природной среды, окружающих человека и объединённых в понятие «экология культуры».

И хотя Аркадий Ростиславович большую часть времени не живёт в России, он тесно связан с родной русской культурой, многие его публикации и книги посвящены спасению памятников старины и искусства Санкт-Петербурга.

– Аркадий Ростиславович, термин «экология» употребляется, в основном, в отношении природы, окружающей среды. А что Вы понимаете под «экологией культуры»?

А.Н.: Концепция экологии культуры содержит в себе пафос спасения. Мы всё время говорим «спасайте природу», «спасайте Родину», «спасайте то или иное здание». В конце 60-х годов человечество осознало, что под угрозой находится чистота морей, вод и чистота воздуха. Всё это загрязняется и в то же время разрушаются творения рук человеческих. Тогда и возник этот термин – «экология», который звучит уже привычно и на русском языке.

Мой старинный друг и единомышленник, ныне ушедший Д. С. Лихачев, прибавил к нему слово «культура». Я пришёл к этому в 70-м году, когда начался День Земли, и вижу в этом христианские традиции, хотя концепция экологии культуры может примирить международные и национальные интересы всех людей в мире.

Если говорить о качестве воздуха или о проблеме вод – облака, дождя, реки, моря – они многонациональны. И тут видится преимущество больших стран перед малыми. В большой стране находится вся река, например, Волга в России, или Янцзы в Китае. А если говорить о малых странах, то это проблема очень болезненная. Как заниматься, допустим, очищением Дуная, если эта река протекает по территории десяти различных государств?

– В книге «Метафизика прекрасного» Вы пишете об угрозе модернизма. Связываете ли Вы развитие цивилизации с упадком культуры?

А.Н.: Модернизм – понятие, которое включает в себя и коммунизм, и капитализм – вид нового миропорядка. Модернизм почти убил в человечестве ощущение жизни как многоцветной, стройной, пронизанной божественным светом Мистерии. На мой взгляд, он распространяет унылость, пошлость, фальшь, примитивный материализм. Одна из черт модернизма – отрицание природного (и божественного) света.

И шумный коммунизм, и бездушный капитализм второй половины ХХ века одинаково зиждутся на зависти, самом страшном из пороков. Уравниловка зависти отвергает и сметает всякое стремление ввысь и вглубь, всё «высокое и прекрасное». Она связана с жадностью и похотью. Христос обещал утолить голод и жажду, а не приравнять всех к одной мере: «судить и делить вас», как сказал Он сам.

Из политики и искусства исчезло чувство сакрального, память о Благой Вести, об Искуплении. Модернизм исказил (если не разрушил) христианское миропонимание. Божье снисхождение, отказ от Себя, самоограничение, жертвенность, смирение должны были вызвать ответную любовь, сострадание, восхищение, то есть отзывчивую творческую деятельность всякого человека.

Влияние модернизма проявилось и в искажении духовного облика и социальных ролей мужчины и женщины, наблюдающемся за последние два-три столетия, что привело к феминизации общества и опошлению. Эти процессы начались с потери веры в Бога, с чувства, что Его нет, или больше нет, затем следовало падение отцовского авторитета, авторитета отца как главы семейства. В дальнейшем происходит гибель мужчины, мужественности, героизма.

Феминисты хотят, чтобы женщины приобрели мужские характеристики. Этого они не достигнут, конечно, но добьются лишь того, что мужчины окончательно потеряют свою мужественность.

– Возможно, не всё ещё потеряно, если идти по пути возрождения утерянных традиций?

А.Н.: Действительно, угрозе модернизма можно противопоставить традицию. В чём её сущность? Традиция – не ушедшее прошлое, которого не возвратить, а живое предание, вечно обновляемое и обновляющее. Традиция – это то, что передаётся из рук в руки из уважения к родителям и предкам. Неверующие прогрессисты-модернисты, отвергая традицию, связывают свои надежды на будущее с бесконечными возможностями, непрекращающимся ростом прибыли и безумным разбуханием масс населения на перегруженной планете.

Странно, что их оппоненты – традиционалисты-ортодоксы – видят прошлое как нечто законченное, ограниченное, завершившееся в своём совершенствовании. Восстановление традиций связано с восстановлением памяти.

Мы помним добро, чтобы его распространять, если мы «помним» зло, то только для того, чтобы от него избавиться. Зачем столько ужасов, жестокости, глупости в истории человечества? Наверное, для того, чтобы живущие научились и помнили, что нужно «оставлять должникам своим». Что сделано с добрыми намерениями и стараниями – не погибнет и не пропадёт.

Для американского общества характерно пренебрежительное выражение Down memory lane (вниз по дорожке памяти), где память воспринимается как сентиментальность, нисхождение в ностальгию. Может быть, это осадок безродных кочевников и приезжих племён, затерявших свои корни и родословные, переменивших фамилии.

А в России чувство бескрайней свободы, движения и воли (полететь бы по полюшку-полю) зависит от укоренённости в доме своих родителей, предков вообще, в своих местах, в своих могилах:

Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках По горе крутой…

– Аркадий Ростиславович, Вы не родились в России, не жили там, однако прекрасно владеете русским языком, очень глубоко чувствуете её проблемы, что она значит для Вас?

А.Н.: Глазунов в своё время сказал: «Русский тот, кто любит Россию». Хотя я родился в Швейцарии, с Россией связей не терял никогда. Через моего отца – Небольсина Ростислава Аркадьевича (1900-1990 гг.), учёного, крупного инженера, автора и руководителя проектов очистки воды во всём мире, президента Гидротехнической корпорации, я познакомился с Д. С. Лихачёвым, который оставил глубокий след в моей душе.

Он был такой же значительной личностью, как Солженицын, и имел большое влияние на политиков, чтобы не допустить загрязнения Невы, они с ним считались. Я дам вам его письмо, где он пишет обо мне. В последний год своей жизни Д. С. Лихачёв пригласил нас в Россию, чтобы посоветоваться с отцом, как очистить Неву и русские водоёмы.

Достоевский сказал, что красота спасёт мир, и в России любят это повторять, тогда мы вместе с Лихачёвым придумали лозунг «экология культуры», потому как мы боролись за спасение Петербурга от всяческих человеческих уродств.

Промышленная революция, которая начала бурно развиваться в ХIХ веке, привела к тому, что испортилась человеческая культура. В искусстве появились модернизм, абстракционизм и довольно ужасная современная музыка. Я считаю, что в этом виноваты и капитализм, и коммунизм в одинаковой степени. Они как два близнеца влияют друг на друга: оба сходят с ума по промышленности и стоят на идеологии материализма. Вследствие чего жадные и коррумпированные люди портят всем жизнь. В коммунистическом Китае наблюдается большое загрязнение рек и озёр, люди чахнут и умирают от экологического бедствия.

У нас появились православные бизнесмены, хотя духовное и культурное должно стоять выше материального, всё должно быть умеренно, чтобы не разрушать душу.

– В самый раз поговорить не только об экологии культуры, но и об экологии души. Какое явление, на Ваш взгляд, оказало наиболее разрушающее воздействие на душу человека?

А.Н.: В первую очередь, на это повлияли средства массовой информации – телевидение, Интернет, которые формируют, я бы сказал, культ уродства. Исказился эталон красоты женщины, на этом стали зарабатывать огромные деньги. Современная мода вредит настоящей, духовной и телесной красоте женщины, превращая её в худую, тощую марионетку, страдающую от анорексии.

Как христианин, я верю в христианские ценности, о которых пишут многие наши святые и великие русские писатели – Достоевский, Пушкин. Хищническое отношение к природе заставляет людей всё глубже копать землю в поисках нефти и газа, и таким образом они портят подземные источники вод.

С другой стороны, я придерживаюсь такой теории, что за последние 200 лет наблюдается падение мужского начала, об этом же пишут социологи. Раньше мужчины воевали, были мужественными, я обвиняю в этом капитализм. Жажда денег как-то их оскопила, и тогда женщины провозгласили свой феминизм, стремятся развивать в последнее время такие неприемлемые практики, как женское священство в христианских религиях.

Всё это действует негативно, мужчина деградирует. Инфантильность американских мужчин порождает уголовщину, гангстеризм и коррумпированность. Мужчина старается компенсировать свою ущербность самым жестоким образом. В качестве примера можем назвать такие известные личности как Ленин, Троцкий, Сталин. Может быть, в детстве они были робкими, на них давили, и им нужно было найти компенсацию?

Я сейчас развиваю эту тему, возможно, это болезнь коммунистов, они боролись против так называемого капитализма и воспитывали в себе эту жестокость.

Русские женщины всегда были умнее мужчин. В русской классической литературе вы всегда найдёте нравственно сильную женщину, такую как Татьяна, и нравственно слабого мужчину, такого как Онегин.

В настоящий момент нужно по-новому воспитывать людей. В России есть хорошие люди и среди интеллигенции, и среди духовенства, и среди крестьян. И конечно, есть много чудных женщин, которые должны своих мужчин поддерживать. У русской женщины нет твёрдости американок, она не соревнуется с мужчиной, а старается ему помочь и дать ход его положительным качествам.

– Какую роль Вы отводите сохранению и спасению архитектурных памятников старины?

А.Н.: Архитектурные памятники эпохи Возрождения и более позднего периода представляют собой гордость человека, сумевшего создать эту красоту. Образно говоря, это можно сравнивать с тем, как красивые люди рождают красивых детей.

Эта красота полезна человеку. В 1989 году основоположник новой отрасли знания, доктор биологических наук Василий Филин озвучил термин «видеоэкология» в качестве новой науки, объединившей биологию и архитектуру. По его теории, современные здания, которые мы видим из окна своего дома, портят зрение человека. Глаз требует разнообразия, а не монотонности так же, как и наша психика.

Почему хорошо смотреть на деревья? Потому что каждый лист другой, и это очень хорошо влияет на здоровье человека, а когда только голые стены из бетона и стекла, это плохо. Его теория получила широкое развитие и поддержку в Москве и других городах мира.

– Вы много сил отдаёте сохранению архитектурных сооружений старины. Не думали направить свои усилия на то, чтобы убрать коммунистические символы и постройки?

А.Н.: Я был за то, чтобы убрать мавзолей, но Лихачёв думал, что это тоже памятник искусства, и по историческим причинам считал необходимым кое-что сохранить. Мои племянники были поклонниками сталинских зданий, Павлу Хлебникову очень нравились небоскрёбы, как человек более традиционных взглядов, я бы убрал даже эти небоскрёбы, хотя иногда при Сталине работали и талантливые архитекторы.

Коммунисты в Петербурге не успели испортить город Московским проспектом, а в Москве выстроили уродливое здание гостиницы «Россия», которую снёс Лужков. При нём же был воссоздан храм Христа Спасителя.

В России сейчас много проблем, и одна из самых тяжёлых – это коррупция. Один из моих племянников, журналист Павел Хлебников, был убит в Москве в 2004 году за то, что он боролся с этим страшным явлением и в своих смелых публикациях обличал коррупционеров. Мне понятно, за что его убили, понятно также, что убийца никогда не будет назван.

Другой мой племянник уехал из России, говорит, плохая страна, а я продолжаю надеяться на лучшее будущее для России, и в этом мне помогает образ Лихачёва и многих других замечательных русских людей.

___________________________

Хороший «строительный материал» можно найти не только в своём сердце. На сайте http://www.isolux.ru/stroymaterialy есть любые стройматериалы, необходимые для отделки квартиры и постройки дома, а также необходимые товары для дачи. Сотрудники Интернет магазина всегда ответят на ваши вопросы о применении и качестве той или иной смеси и при необходимости доставят заказ.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Гастрономические тренды: жители мегаполисов всё реже обедают дома
  • Люди, проснувшиеся в морге
  • Удивительная сила натуральных продуктов
  • Тринадцатая выставка дизайна домашнего интерьера прошла в Нью-Йорке
  • Интернет-магазин автозапчастей


  • Top