«Измеряя мир»: одной одарённости недостаточно

The Epoch Times08.08.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:23
«Измеряя мир». Флориан Давид Фиц и Вики Крипс в фильме «Измеряя мир». Фото с сайта kino-teatr.ru
«Измеряя мир». Флориан Давид Фиц и Вики Крипс в фильме «Измеряя мир». Фото с сайта kino-teatr.ru
Барон Александр фон Гумбольдт может на пальцах руки сосчитать ночи, проведённые в собственной постели в его богатом поместье. Всю жизнь он посвятил путешествиям, пытаясь постичь этот мир с его природой и обитателями. А Карл Фридрих Гаусс всю жизнь корпел над исписанными расчётами бумагами, пытаясь постичь магию чисел. Их пути, словно арифметические параллели, где-то в пространстве непременно пересекутся.

Новая работа немецкого актёра и режиссёра, двукратного призёра Берлинского кинофестиваля Детлева Бука — экранизация одноимённого романа Даниэля Кельмана, рассказывающего о жизни двух гениев эпохи Просвещения — Александра фон Гумбольдта и Карла Фридриха Гаусса.

Во всём чувствуется, что Кельман тщательно изучил жизнь учёных умов того времени, и кинолента создана без отрыва от литературного источника. Создатели картины местами используют закадрового рассказчика, что ещё более приближает повествование к его литературному истоку.

Основной акцент в фильме сделан на неординарности характеров главных героев, на полной противоположности их отношения к жизни. Тем не менее, оба эти человека всю свою жизнь посвятили служению науке, пытаясь, используя подсказки самой природы, исследовать и «измерить» этот мир.

Александр с детства знал, чем он в жизни будет заниматься — путешествовать. Осталось только дождаться права самому распоряжаться наследством. И судьба не заставила его долго ждать. Лишь только завладев правом на наследство, Александр вместе с таким же пытливым биологом и путешественником, французом Эме Бонпланом отправился в далёкое путешествие по испанским владениям в Америке.

На самом деле, сегодняшние метеорологи могут считать Гумбольдта своим отцом-кормильцем, так как именно обширные исследования барона легли в основу климатологии как науки.

Создатели картины рисуют портрет учёного: это человек, одержимый своей исследовательской миссией, не щадящий ради науки не только окружающих, но и себя самого. Это человек, готовый проводить на себе опасные эксперименты, ведь «множество открытий ускользает от человека только потому, что он боится боли». Это учёный, которого не запугать ни ядовитыми испарениями, ни словами: «Дальше на вашем пути будут каннибальские племена …», который выполняет своё предначертание с настырностью бойкого фокстерьера. Это выдающийся ум, считающий, что «худшая идея эпохи: человек – потомок обезьяны, а второе наихудшее варварство – рабство».

Внимательно наблюдая за природой и пытаясь разглядеть малейшие намёки, учёный-аристократ не ограничивался узким направлением исследований, он стремился разузнать всё, например, существует ли внутри Земли огромный магнит. Александр Гумбольдт своими исследованиями заложил основы геомагнетизма, стал основоположником географии растительности, создал такие дисциплины, как физическая география и ландшафтоведение.

«Измеряя мир». Альбрехт Шух и Жереми Капон в фильме «Измеряя мир». Фото с сайта kino-teatr.ru


«Измеряя мир». Альбрехт Шух и Жереми Капон в фильме «Измеряя мир». Фото с сайта kino-teatr.ru

Карл Фридрих Гаусс родился в бедной семье, и лишь благодаря незаурядным способностям к математике мальчику удалось встать на путь просвещения. Он получил стипендию для продолжения учёбы, и сегодня Гаусса считают одним из величайших математиков всех времён.

Однако труды его, в отличии от путешественника Гумбольдта, не выходили за стены его собственного дома, где он жил с женой и сыном. Расчёты на листах бумаги были единственными собеседниками создателя «теории чисел», своих современников Гаусс считал слишком инертными и пустыми. Учёный был очень одинок, всю жизнь он ждал встречи с человеком, с которым можно было бы поговорить на равных.

Но когда такая встреча, наконец, состоялась, судьба ехидно усмехнулась Гауссу прямо в лицо: учёному предстояло убедиться в том, что его кумир — профессор Кант, впал в старческий маразм. Так что Гаусс по-прежнему пребывал в одиночестве и безвозвратно старел.

Исследования Гумбольдта и Гаусса зачастую велись в одном направлении с той лишь разницей, что один, стремясь к разгадке, с головой окунался в опасные приключения, а другой все открытия вынашивал в собственной голове, практически не выходя из дома.

В сентябре 1928 года Конгресс немецких натуралистов в Берлине свёл вместе двух гениев своего времени, хотя ставший к тому времени ворчливым занудой Гаусс согласился лишь в надежде, что не доживёт до этого дня.

И вот два таких разных представителя человечества после споров и пары резких слов пришли к совсем ненаучной, скорее философской сентенции: «Счастье – это что-то незапланированное, что-то вроде математической ошибки», — признав, таким образом, что в жизни человека есть место не только точным наукам, всё, что связано с эмоциональной стороной человеческой натуры, не менее важно для полноценного существования.

В главных ролях в фильме снялись 28-летний Альбрехт Шух, сыгравший молодого Александра Гумбольдта, и 38-летний Флориан Давид Фиц в роли Карла Гаусса.

Шуха российские зрители могли видеть в популярном немецком сериале «Телефон полиции — 110», а Фица наверняка помнят по весёлой комедии 2011 года «Мужчины в большом городе 2», в которой он, как и в первом фильме, сыграл Никласа.

Авторам картины удалось создать прочувствованные портреты выдающихся учёных, сделав их внутренний мир и чаяния понятными для зрителя. Не без горькой иронии упоминается о том, что сын Гаусса Ойген, хотя и не обладал талантом отца и ничего важного для человечества не открыл, стал учредителем первого национального банка в Америке и разбогател, в то время как настоящий энтузиаст науки — биолог и путешественник Эме Бонплан, всеми забытый, умер в нищете.

Картина рисует и социальную среду того времени, когда «опасно быть мыслящим среди тех, кто на это неспособен».

Главные герои киноленты — Александр фон Гумбольдт и Карл Гаусс — предстают перед зрителем избранными нести свою земную миссию. И всё же, пройдя тернистый путь первооткрывателей в своей области науки, они едины в одном: «Гордиться может лишь тот, кто приложил усилия, а не тот, у кого талант с рождения».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА