Тёмные аспекты роста китайской экономики

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Вышедший из рядов беднейших стран на второе место по экономике в мире после США, Китай, несомненно, займёт своё место в современной истории. Но история также запомнит тяжёлую цену, которую платит и будет платить ещё долгие годы китайский народ.

Люди носят маски для защиты от смога и пыли, Пекин, 19 мая 2013 года. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images


Люди носят маски для защиты от смога и пыли, Пекин, 19 мая 2013 года. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images

Рост экономики Китая на фоне вялой мировой экономики придал смелости китайским лидерам, заявляющим о твёрдой уверенности в своей модели развития. Авторитарный капитализм в Китае убедил даже некоторых американских учёных в том, что данная модель предлагает жизнеспособную альтернативу западному стилю демократии. По словам азиатского эксперта Джошуа Курланцика, китайская модель во многом стала «самым серьёзным вызовом для демократического капитализма с момента возникновения коммунизма и фашизма в 1920-х и начале 1930-х годов».

Однако вопреки имиджу сильной страны, последнее десятилетие Китай потрясают многочисленные кризисы. Огромные размеры китайской экономики и численность населения только подчёркивают масштабы социальных проблем и плачевное состояние окружающей среды.

Возьмите загрязнение воздуха. В северном Китае содержание твёрдых частиц в воздухе размером не более 2,5 мкм, или PM2.5, самого вредного вида токсичного смога в 40 раз превысило максимальный уровень, разрешённый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Медико-санитарные последствия загрязнения воздуха огромны. В 2010 году исследование, проведённое ВОЗ и группой университетов, обнаружило, что загрязнение атмосферного воздуха способствовало преждевременной кончине 1,2 млн китайцев, что составляет почти 40% от общемирового показателя смертности. Согласно недавнему докладу Deutsche Bank, качество воздуха в Китае к 2025 году станет хуже на 70% в связи с увеличением сжигания угля, транспортных средств и промышленных выбросов.

Загрязнение воды — ещё одна цена, заплаченная за бурный экономический рост. В результате быстрой индустриализации и неэффективного регулирования утилизации химических продуктов более 70% озёр и рек в Китае загрязнены, и почти 40% из них считаются «отравленными». Почти четверть китайцев не имеет доступа к безопасной питьевой воде. ВОЗ недавно подсчитала, что в Китае почти 100 000 человек ежегодно умирают от употребления грязной воды.

20 000 мёртвых свиней, обнаруженных в реке Хуанпу в марте, добавили опасений в отношении безопасности пищевых продуктов. В 2011 году китайские исследователи подсчитали, что более 94 миллионов человек в Китае ежегодно страдают от бактериальных болезней пищевого происхождения, 8500 из них умирают.

По данным исследования 2011 года, проведённого Нанкинским аграрным университетом, 10% риса, продаваемого в Китае, содержит чрезмерное количество кадмия. Некоторые исследователи считают, что почти 70% сельскохозяйственных земель в Китае загрязнены токсичными химическими веществами.

Крупномасштабное производство и использование токсичных химических веществ в промышленном и сельскохозяйственном производстве, загрязнённая вода, воздух и земля способствовали возникновению 400 так называемых раковых деревень — районов, где показатели заболевания раком необычайно высоки. В целом Китай получил 80-процентное увеличение заболеваемости раком по сравнению с 30-летней давностью. Быстрый рост экономики привёл к страшным последствиям.

Экономический бум в последние десятилетия также был связан с разрывом между бедными и богатыми. Согласно докладу Юго-Западного китайского университета финансов и экономики, коэффициент Джини (измеряется по шкале от 0 до 1, более высокие цифры говорят о неравенстве) в 2010 году в Китае достиг 0,61. Хотя для быстро развивающейся экономики неравенство типично, его уровень в Китае гораздо выше, чем на Филиппинах, в России, Японии, Соединённых Штатах и во многих странах Восточной Европы.

На основе исследования Ван Сяолу, экономиста независимого Национального института экономических исследований в Пекине, аналитики подсчитали, что 10% самых богатых китайцев имеют доход в 65 раз больше, чем 10% самых бедных.

Большое неравенство создало для Китая угрозу попасть в «ловушку среднего уровня дохода» — застрять на уровне развития, который ниже, чем в развитых странах. Хуже того, неспособность правительства решить этот социальный кризис может вынудить обездоленных выступить против богатого меньшинства.

Коррупция

Социально-политический кризис в Китае усугубляется укоренившейся коррупцией. Рыночные экономические преобразования создали новые возможности и сделали коррупцию более распространённой, чем в предыдущие десятилетия. Более 10 лет назад два видных китайских учёных предположили, что около 80% китайских правительственных чиновников коррумпированы, и сегодня ситуация не стала лучше.

По самым скромным подсчётам «Фонда Карнеги за международный мир», коррупции в Китае достигла такого уровня, что затрагивает практически все отрасли и каждого члена общества.

По данным общенационального опроса, проведённого в октябре 2011 года, около 82% респондентов считают, что Китай пережил значительный моральный упадок за последнее десятилетие, а более половины респондентов уже не думают, что соблюдение этических норм является необходимым условием для достижения успеха.

При обсуждении путей развития, принятых другими странами, в мартовской речи в Москве лидер Китая Си Цзиньпин отметил, что «только владелец знает, когда обувь давит ногу». В то время как социальные издержки развития становятся всё более невыносимыми, даже те, кто выиграл от быстрого экономического роста, больше не считают, что существующая модель подходит Китаю. Когда Пекин в январе был охвачен густым токсичным смогом, актриса, которая родилась и выросла там, написала: «Поток эмиграции и любое другое искушение было недостаточным, чтобы заставить меня покинуть этот милый город. Сегодня в моей голове продолжает кружить мысль: «Куда мне податься, где прожить свои последние годы?»»

Отток

Уверенность режима в системе не поддерживают «новые» богатые китайцы, которые «голосуют ногами», выбирая эмиграцию. Согласно докладу Банка Китая, 14% тех, кто имеет капитал в размере 60 млн юаней, или $10 млн, уже эмигрировали, а ещё 46% думают о переезде за рубеж. Отсутствие доверия к системе также влияет на утечку денег из страны. Несмотря на ограничения движения капитала, за последние 10 лет из Китая выведено около $3,72 трлн.

Очевидно, что глубокие социально-политические проблемы угрожают свести на нет достижения. Пока Китай не справится с неизмеримыми социальными издержками развития, возможно уже необратимыми, он не сможет взять на себя ведущую роль в системе международных отношений, которую он считает законной.

Трудно представить себе, например, что страна может вернуть своё величие, если китайцы не будут иметь чистого воздуха, доступа к питьевой воде и чистую почву. Таким образом, очень важно пересмотреть китайскую модель развития и сделать решение внутренних социально-политических проблем приоритетом. К сожалению, манящая история подъёма Китая может ослепить, и его тёмная сторона будет до поры незамеченной.

*****

Яньчжун Хуан является старшим научным сотрудником в Совете по международным отношениям (Global Health at the Council on Foreign Relations) и доцентом Школы дипломатии и международных отношений Джона С. Уайтхеда (John C. Whitehead School of Diplomacy and International Relations). Он также редактор издания «Глобальное управление здравоохранением» (Global Health Governance) и автор книги «Здравоохранение в современном Китае» (Governing Health in Contemporary China).

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА