Памяти Владимира Ефимовича Цигаля

The Epoch Times09.07.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:17
4 июля 2013 года ушёл из жизни выдающийся российский скульптор, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1950) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1966), академик Российской академии художеств, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, ордена «Отечественной войны» II степени Владимир Ефимович Цигаль.

Цигаль создал новый образ военного исторического памятника ХХ столетия, проникнутого драматизмом, экспрессией, высоким духовным содержанием. Созданные им портретные памятники и мемориальные ансамбли документальны и насыщены переживаниями, концентрированно выражают грандиозность и трагизм событий Великой Отечественной войны.

Владимир Ефимович свидетель и участник великих исторических событий. Его характер, жизненную и творческую позиции сформировала Вторая мировая война. Искусство Цигаля в высшей степени автобиографично, главными темами его творчества стали жизнь и смерть, мужество и самопожертвование.

В 1942 году с дипломного курса Государственного художественного института имени В. И. Сурикова Цигаль добровольцем ушёл на фронт, до 1944 года служил во флоте в должности военного художника. Участвовал в высадке десанта в Новороссийск и Керчь, в боевых операциях Черноморского и Балтийского флотов.

За годы войны художник сделал более 600 фронтовых рисунков — портреты морских десантников, солдат, зарисовки разрушенных кварталов, где проходили ожесточённые бои. Большая часть этого уникального документального материала ныне хранится в военных музеях Новороссийска и Геленджика.

После войны в 1948 году Цигаль окончил Суриковский институт по мастерской скульптора Р. Р. Иодко.

Тема Второй мировой войны стала для художника главной и решающей, с ней связаны основные монументальные работы, ей посвящены многие станковые скульптуры и графические серии.

Создавая в послевоенные десятилетия монументы героям войны, Владимир Ефимович использовал свой опыт, способности, чувства, все силы и память.
Искусство скульптуры Цигаль считал своим жизненным призванием и гражданским долгом, искал образы исторического масштаба. Широко известны созданные им памятники советским воинам в Берлине, Кюстрине и Зеелове (в соавторстве со скульптором Л.Е. Кербелем, 1945), жертвам фашизма в Маутхаузене, совместно с Л.Е. Кербелем (1957), мемориал советско-польского боевого содружества (1967, Белоруссия), мемориальный комплекс «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Новороссийске (1977-1982, архитекторы Я. Б. Белопольский, Р. Г. Кананин и В. И. Хавин).

Не менее значимы и портретные памятники героев Второй мировой войны:

— Герою Советского Сою¬за генерал-лейтенанту Д. М. Карбышеву в бывшем немецко-фаши¬стском концлагере в Маутхаузене (1962, Австрия);

— Герою Советского Союза Мусе Джалилю в Казани (архитектор Л.Г. Голубовский, 1967);

— генерал- лейтенанту Д. М. Карбышеву в Москве (1980);

— Рихарду Зорге в Москве (1985) и в Баку (1981).

«Разные люди, разные судьбы, по разному они жили, боролись, по разному встретили смерть. Для истории это уже не генералы, офицеры или солдаты, а люди, ставшие совестью поколений. И моей мечтой было возвращение их в строй в мраморе, бронзе, граните», — говорил художник.

Мастерство Владимира Ефимовича ярко проявилось в станковом и композиционном портрете. В его портретной галерее — творцы русской культуры ХХ столетия: Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд. Многочисленны портреты современников художника — космонавт Герман Титов, композитор Дмитрий Кабалевский, писательница Мариетта Шагинян, поэт Евгений Евтушенко, скульптор Олег Комов.

Цигаль создавал образы экспрессивные, но также и поэтические, ему было близко творчество Сергея Есенина и Владимира Маяковского. В 1972 году скульптор создал памятник Есенину (установлен на Есенинском бульваре в Москве), выразил внутреннее единство поэта с природой родной земли. В портрете Есенина в полной мере выразилось мастерство художника передавать нюансы, оттенки переживаний героя. Для усиления эмоционального строя памятника скульптор предложил специально создать среду, и была посажена целая берёзовая аллея.

В 1990-е — 2000-е годы Владимир Ефимович работал над большой серией скульптурных барельефов, в которых выражены сокровенные мысли художника, его мировоззрение, размышления о смысле жизни и предназначении человека. Ключевые идеи серии — неумолимость времени, быстротечность бытия и взаимосвязь поколений, извечное противостояние добра и зла, вражды и милосердия.

Вечные темы раскрываются как неотъемлемая часть биографии художника, центральными мотивами становятся автопортреты. Все рельефы связаны единой авторской идеей, обладают целительной силой, воспринимаются как единая, развернутая в пространстве Книга Бытия.

Всю серию барельефов Владимир Ефимович передал в дар Государственной Третьяковской галерее, в 2013 году эта коллекция экспонировалась на персональной выставке художника в ГТГ.

Произведения Цигаля находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, в собраниях российских и зарубежных музеев, в частных коллекциях.

Владимир Ефимович учился у знаменитых российских скульпторов — Владимира Домогацкого, Александра Матвеева. Свой опыт, знания, саму традицию русской скульптурной школы он передал другим поколениям и другой эпохе.

Более двадцати лет Владимир Ефимович руководил Академической творческой мастерской скульптуры. Большинство его учеников ныне стали известными, ведущими скульпторами, продолжающими гуманистические традиции русского искусства. Ученики Цигаля — художники, обладающие универсальными возможностями, работают в станковой и монументальной скульптуре, создают портретные памятники.

Владимир Ефимович автор трёх книг, объединённых общим названием «Не переставая удивляться». Это автобиографическая повесть о событиях военного времени, о героических защитниках Новороссийска, о встречах с людьми, которые во многом определили творческую судьбу художника. Отдельные главы посвящены созданию монументов. Цигаль ярко, увлечённо, достоверно раскрывает нелегкий труд скульптора-монументалиста, напряжённый поиск образа героя, многоэтапный путь осуществления замысла.

Искусство скульптуры Цигаль понимал не только как профессию, но как призвание, служение, внутреннюю необходимость. Созданные им памятники и мемориальные ансамбли стали неотъемлемой частью российской истории и культуры, классикой монументального искусства ХХ столетия.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА