Трещины в фасаде китайской экономики увеличились

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Плохие экономические новости из Китая: после заметного снижения ВВП и экспорта 23 июля рухнул прогноз HSBC по индексу менеджеров по закупкам (PMI, Project Management Institute), сигнализируя о дальнейшем ослаблении покупательской способности.
Пожилой мужчина с покупками на улице в Шанхае, 1 июля 2013 года. Внутреннее потребление пока не способно заменить увядающий экспорт в самой населённой стране мира. Фото: Peter Parks /AFP/Getty Images
Пожилой мужчина с покупками на улице в Шанхае, 1 июля 2013 года. Внутреннее потребление пока не способно заменить увядающий экспорт в самой населённой стране мира. Фото: Peter Parks /AFP/Getty Images
На саммите G-20 министр финансов Китая Лу Цзивэй 20 июля пытался отвлечь внимание от ожидания «жёсткой посадки» второй экономики в мире, посоветовав Западу заниматься своими делами. «Никто не верит в жёсткую посадку», — сказал он, согласно «Синьхуа», и подробно остановился на некоторых проблемах США.

И всё же, за всем позёрством, трещины в фасаде китайской экономики становится всё больше и больше. PMI предсказывает снижение занятости и числа новых экспортных и внутренних заказов. Аналитик Societe General Альберт Эдвардс говорит о «жёсткой посадке» Китая с 2011 года, он считает, что дальше будет только хуже.

«Возможно, самым решающим макрофактором для всех рынков будут признаки дефляции в Китае. Конечно, многие считают это концептуально возможным из-за чрезмерных инвестиций Китая. Может ли этот страх в настоящее время превратиться в реальность?» — пишет он в записке для клиентов.

По мнению Эдвардса, это вполне возможно. Дефлятор ВВП (индекс измерения общего уровня цен) во втором квартале 2013 года вырос лишь на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если эта тенденция сохранится, цены на активы, товары и услуги начнут снижаться — это ужасающий сценарий для экономики, которая погрязла в долгах.

Экономическая динамика не сильно отличается от ситуации в Соединённых Штатах во время ипотечного кризиса. Снижение цен на активы, такие как недвижимость или акции, делают долги по ним дороже и более сложными в обслуживании. Местные органы власти, компании и потребители, которые не могут обслуживать долг, должны продавать активы, чтобы вернуть хотя бы часть денег. Это окажет дополнительное давление на цены, что приведёт к ещё одному раунду так называемого сокращения доли заёмных средств.

В Соединённых Штатах только Федеральная резервная система может разорвать этот порочный круг, печатая огромное количество денег и искусственно поддерживая рынок ипотечных ценных бумаг. Последние действия Народного банка Китая (НБК) показали, что НБК не желает поддерживать дальше финансовый рынок. Это опасный ход.

«Возможно, рынки удивило желание властей вести жёсткую кредитно-денежную политику, чтобы восстановить контроль над теневой банковской системой. Многие комментаторы сравнивают ситуацию в Китае с развитием событий в США в 2000-х», — пишет г-н Эдвардс.

Если вышеуказанный сценарий правильный, то китайские граждане получат краткую передышку в снижении потребительских цен. Однако в среднесрочной перспективе полномасштабная дефляция приведёт к массовой безработице, больно ударив по китайским рабочим. Инвесторы и вкладчики увидят, что стоимость их акций и недвижимости снижается, что приведёт к потере денег.

Г-н Эдвардс обращает внимание на то, что цены производителей в Китае падали на протяжении большей части 2013 года. Это указывает на отсутствие спроса со стороны компаний на сырьё и материалы, необходимые для производства товаров, что говорит о начинающемся застое в экономике.

«Если данные по ценам верны, а они, кажется, соответствуют дефлятору ВВП, тогда получается, что индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) в настоящее время снижается, а не растёт», — делает вывод г-н Эдвардс.

Он также развенчивает заявление китайских лидеров о реформировании экономики, рост которой будет обеспечиваться за счёт внутреннего потребления, а не экспорта или инвестиций в инфраструктуру и недвижимость.

«Внутреннее потребление не ускорилось настолько, чтобы принять эстафету роста, — считает г-н Эдвардс, так как в первом полугодии этого года оно обеспечило 45,2% роста ВВП, хотя в первой половине 2012 года достигало 60,4%.

Аналитики JP Morgan рассуждают том же духе и сравнивают современный Китай с Японией в 1980 году. Тогда Япония, как и сегодняшний Китай, считалась следующей экономической сверхдержавой после Соединённых Штатов. Когда лопнул кредитный пузырь, фондовый рынок и рынок недвижимости рухнули, а темпы роста ВВП замедлились. Япония так и не стала первой экономикой в мире. Аналитики JP Morgan полагают, что Китай может ожидать такой же сценарий.

«С финансовой точки зрения, в обеих странах наблюдается активный рост кредитования и инфляция цен на активы, а долги в корпоративном секторе поднялись до опасно высокого уровня», — говорится в докладе JP Morgan.

Общий долг в китайской экономике вырос с 105% ВВП в 2000 году до 187% в 2012 году. Япония увеличила долг со 127% ВВП до 176% в период с 1980 по 1990 год.

Подогреваемые ростом долгов цены на жилье, с учётом инфляции, росли, в среднем, на 6,6% с 1986 по 1990 г. в Японии, и на 8,9% с 2006 по 2012 г. — в Китае. Долги корпораций в Японии выросли с 95% ВВП в 1985 году до 115% ВВП в 1990 году. В Китае они выросли с 90% в 2007 году до 124% в 2012 году.

Корпоративный долг и стоимость недвижимости особенно чувствительны к дефляции или падению уровня цен, как утверждает г-н Эдвардс. Аналитики JP Morgan соглашаются: «Большая часть корпоративного долга обеспечивается землёй или имуществом, и, если их стоимость падает, это может привести к нисходящей спирали и снижению стоимости активов, корпоративным стрессам, безработице и падению фондового рынка».

Многие комментаторы указывают на крупные валютные резервы Китая и настаивают, что они должны помочь предотвратить или уменьшить бремя долговой дефляции. И эта ситуация похожа на японскую в 1980 году.

«Профицит счёта текущих операций и большие валютные резервы могут смягчить возможные потрясения. Интересно, что эти факторы, снижающие опасность, существовали и в Японии в конце 1980-х годов», — говорится в докладе. Как показала история, это не помогло избежать серьёзных последствий долгового пузыря и плохой экономической политики.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА