Франция. Незримые сокровища Руана. Часть 2


Погружаясь в старину

Во многих городах западной Европы встречаются дома явно очень древней постройки. Их легко отличить от остальных по внешнему виду. Стиль такой постройки имеет шокирующее название — «кровь и бинты». Так их называют некоторые гиды. На светлой стене дома под разными углами расположены красновато-коричневые деревянные балки, напоминающие запёкшуюся кровь.

Руан. Арка на улице Больших часов. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)Руан. Арка на улице Больших часов. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Сама конструкция называется фахверковая, или каркасная. Такой тип постройки был изобретён в Германии в XV столетии. Благодаря удачной технологии и дешевизне он быстро распространился по многим странам Европы – Австрии, Польше, Великобритании, Франции. Цвета деревянных балок и пространство между ними варьируются в разных городах, поэтому у зрителей не возникают «больничные» ассоциации.

Фахверковые дома Руана, колоритные, согретые теплом многих поколений своих владельцев, передают дух, ощущения и краски средневековья. Уцелело немало таких построек с остроконечными крышами и ставнями на окнах.

До сих пор ещё крепко стоят на земле строения, которым по 700-800 лет. Хотя эти дома уникальны, тем не менее, их населяют обычные граждане, поскольку из каждой постройки музей не сделаешь. Иметь квартиру в раритетном доме — и честь, и ответственность. Но с другой стороны, стариной хорошо восхищаться издалека, а жить внутри неё радости мало. Въевшаяся в стены многовековая пыль, запах и теснота навевают мысль — не музейный ли ты экспонат?

Многие фахверковые дома имеют одну особенность: каждый последующий этаж нависает над нижним, как шляпка белого гриба. Почему так? Есть версия, что в средние века земля под домом облагалась налогом, а воздух — нет. Хозяин дома платил за тот участок, который занимает фундамент дома. Если же улица совсем узкая, то из-за такой ступенчатой конструкции крыши домов едва не соприкасаются друг с другом.

Но на самом деле, причина ступенчатости этажей в том, чтобы защитить стены от влаги. Когда идёт дождь, фахверковая конструкция, которая включает в себя балки и глину, размокает. Чтобы предохранить нижний этаж от стекающей дождевой воды, архитекторы пошли на хитрость — вышестоящий этаж прикрывал собой от дождя нижний. Смекалистый народ жил в средние века.

Улица Больших часов и другие

Самая популярная улица в Руане — улица Больших часов (rue du Gros Horloge) — чрезвычайно оживлённая. Кстати, это первая пешеходная улица во Франции. Поток людей, текущий в обе стороны, разделяет арка, словно плотина реку. Массивная арка, богато украшенная лепным орнаментом с фигурами, была сооружена в XVI веке. Над ней смонтированы Большие астрономические часы с одной стрелкой. В те далёкие времена люди с минутами не церемонились. Главное — знать, который час.

По обе стороны арки тянутся сувенирные и антикварные лавки, магазинчики, закусочные, кофейни и рестораны. Если пройти дальше по улице и свернуть направо, обнаружим рынок. Большой выбор всякой рыбы и морепродуктов. А ещё дальше продаются фрукты, овощи и цветы. Ну, положим, цветы в путешествии не к чему. А клубника или абрикосы не помешают. Цены вполне приемлемые, как в Новороссийске или Краснодаре, например.

Там же, в центре, на Еврейской улице стоит Дворец Правосудия. Его грациозный облик завораживает ритмичностью и гармонией. Смелая мысль архитектора позволила создать сложную, строгую и торжественную конструкцию. Взметнувшиеся ввысь шпили создают ощущение лёгкости и воздушности.

Украшающие здание скульптуры и резьба по камню довершают изысканный художественный образ. Далеко не каждый музей может похвастаться таким зданием.

Есть в Руане музей изобразительного искусства. Здесь собрана уникальная коллекция фарфора и фаянса, город славился такими изделиями в XVI – XVIII веках.

В Музее кузнечного мастерства хранятся работы мастеров по металлу – фонари, уличные решетки, решётки на камины, балконы и подоконники, ножки для столов и кресел, подсвечники, шкатулки, коробочки, щиты, множество разных других приятных глазу изделий.

Сен-Маклу

История есть история, сколько её не переписывай в угоду иным царицам или королям, но факты — упрямая вещь. И в истории любого государства есть свои трагические страницы. Нашествие чумы в разных странах средневековой Европы унесло где треть, где половину населения. Во многих столицах и больших городах стоят «Чумные столбы» — памятники жертвам эпидемии. В Руане «Чёрная смерть» оставила после себя кладбище-колумбарий, которое находится за собором Сен-Маклу.

Произошло это XVI столетии. Тогда люди ещё не знали канализации, и все пищевые отходы, мусор, фекалии выбрасывались прямо на мостовые. На узкие кривые улицы почти не проникало солнце, и сырость позволяла плодиться бактериям. Когда шёл дождь, по улицам текла зловонная жижа. В такой обстановке любая заразная болезнь порождала эпидемию. И люди были беспомощны перед ней.

Вот так разрушаются милые сердцу сказки о красивой жизни средневековья с его девственными лесами, чистыми реками, маленькими уютными городами, где все жители знали друг друга в лицо и не совершали дурных поступков. Да только чума к праведникам не приходит.

Тела умерших от эпидемии сносили на задний двор церкви Сен-Маклу. Образовалось кладбище. Со временем вокруг него обосновались лавки гробовщиков. Сейчас это внутренний двор почти квадратной формы, с цветниками и деревьями внутри. Ветхие деревянные фасады двухэтажных домов по периметру украшены очень своеобразным орнаментом — черепа, кости, лопаты, песочные часы изображены на деревянных балках. В те времена люди считали, что таким образом можно запугать «чёрную смерть», чтобы она прошла мимо.

Само здание собора Сен-Маклу знаменито оригинальными оконными проёмами, другими элементами конструкций и архитектурными изысками, характерными для поздней готики. Стиль этот называют «пламенеющей готикой», поскольку рисунок из камня похож на пламя свечи. Торжественное величие и одновременно стремительное движение воплотилось в камне. Эти декоративные элементы подхватили соборостроители других городов Франции, а также Испании, Португалии, Италии, Литвы.

Сыр, оливы и вино — ещё один вид искусства

После всех экскурсий и осмотров достопримечательностей Руана хорошо бы освежить голову прогулкой по старинному городу. Пока укладываются в памяти истории о крестовых походах королей, подвиге Жанны с витражами Нотр-Дама и мадам Бовари, можно заглянуть в магазины, купить на память сувенир, примерить бейсболку или выбрать духи (ведь Руан — тоже Франция).

Если мы хотим почувствовать вкус Нормандии, непременно нужно зайти в кафе и заказать бокал вина, а к нему сыр и оливы. Официант подскажет, какое вино с каким сортом сыра следует употреблять. Французские повара знают, что гармоничное сочетание вина и сыра сродни искусству.

Конечно, и в Париже тоже есть что посмотреть, но Руан — это необыкновенно! И пусть времена рыцарей давно прошли, но для нынешней молодёжи, да и не только молодёжи, но и вполне зрелых мужчин, всегда очень привлекательны. Поэтому, наверное, многие хотят купить сувенирное оружие, которое возвышает мужчину в его собственных глазах. И как Шерлок Холмс, например, дома повесить на стену. А может быть, это срабатывает генная память. Но то, что тяга к древнему оружию у многих мужчин есть, с этим ничего не поделаешь.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Вело-такси пользуется спросом в Париже
  • Кухни мира: разнообразие и традиции
  • Международный фестиваль вина WineFeoFest пройдёт в Феодосии
  • Франция. Незримые сокровища Руана
  • Фестиваль устриц начался в Уитстабле


  • Top