Дети-инвалиды не нужны Китаю
Софи Ричардсон, директор китайского отделения Human Rights Watch (HRW), описала препятствия, с которыми сталкиваются маленькие инвалиды в Китае, 15 июля, офис HRW, Вашингтон, США. Фото: Gary Feuerberg/The Epoch Times
«Не должно быть никаких барьеров для детей с ограниченными возможностями, чтобы учиться в обычных школах… у правительства нет стратегии по ведению инклюзивного образования», — сказала 15 июля Софи Ричардсон, директор китайского отделения Human Rights Watch.
По китайским законам, все дети, достигшие 6 лет, должны получать обязательное образование. Кроме того, в Законе о защите инвалидов 1990 года говорится, что ребёнок с ограниченными возможностями должен иметь доступ к обязательному образованию и профессиональной подготовке.
В отчёте приводится цитата из международной Конвенции о правах инвалидов (КПИ), которую Китай ратифицировал в 2008 году: «Люди с ограниченными возможностями не исключаются из общей системы образования по признаку инвалидности». Это требование распространяется на все уровни образования: начальное, среднее, высшее и профессиональную подготовку.
Однако в Китае закон не исполняется, на это указывает высокий уровень неграмотности среди лиц с ограниченными возможностями. Согласно официальной статистике, более 40% инвалидов (которых в стране примерно 83 млн) неграмотные, а 15 миллионов живут менее чем на 1 доллар в день, как утверждается в докладе. Вероятная причина этого в том, что около 28% детей-инвалидов, по официальным данным, не получают обязательного базового образования.
Отсутствие жилья
В докладе делается вывод, что китайский режим мало заботится о детях-инвалидах: «По-прежнему выделяется слишком мало ресурсов для обучения школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях».
Так как помощь правительства в подготовке учителей и администраторов обычных школ никак не оговорена, ребёнку с ограниченными возможностями остаётся надеяться, что его преподаватели будут «по доброте душевной» заниматься с ним отдельно.
Но такие учителя являются исключением, это единичные случаи, как говорится в докладе. Многие школьники-инвалиды учатся вместе со всеми, но не получают знаний. Родители учащихся с ограниченными умственными возможностями или аутизмом говорят, что учителя игнорируют их детей из-за плохой успеваемости.
Мать 15-летней девочки со множественными нарушениями из провинции Гуандун рассказала: «Учитель не обращал на неё внимания. Она не сдавала экзамены и не получала домашних заданий. Она просто сидела в классе. Учителя не волновало, какие части урока она не понимает … зрение у неё очень плохое… Её пересадили в конец класса, потому что она не успевала за другими».
Специальные школы
В докладе говорится, что большой процент учащихся с ограниченными возможностями бросают школу или поступают в специальные школы. В Китае есть 1767 специальных школ, по данным Министерства образования. Их слишком мало для такой страны. Эти школы имеют подготовленных преподавателей и хорошо финансируются. Большинство опрошенных школьников, которые пришли туда из обычных школ, заявили, что их там обучают лучше и предлагают индивидуальную поддержку.
Но специальные школы имеют и много недостатков. Учебная программа там ограниченная, и попав в систему специального образования, вряд ли можно вернуться в обычную школу, не говоря уже о высшем образовании. В докладе отмечается, что родители мало знают о данной ситуации.
Спецшколы, как правило, находятся в городах. Они труднодоступны для детей-инвалидов из сёл, а там проживает 75% инвалидов Китая. Кроме того, такие школы могут специализироваться на одном виде инвалидности, например на глухоте. Дети с другими недостатками должны преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до школы. Некоторым приходиться отрываться от семьи в юном возрасте, чтобы учиться в этих школах.
В отчёте используются данные, полученные только в 62-х интервью с жителями 12 провинций. С таким небольшим охватом нельзя говорить о статистике, и поэтому исследователи брали статистические данные из официальных источников. Human Rights Watch считает, что и им нельзя полностью доверять. Тем не менее, из бесед с детьми-инвалидами и их родителями можно сделать выводы о проблемах детей с ограниченными возможностями в Китае.
Высшее образование
Общее недовольство вызывало «отсутствие гибкости в оценке успеваемости учащихся» в системе общего образования. Нет специальных экзаменов для школьников с ограниченными возможностями. По сути, это означает, что слепые выпускники средней школы «отстранены от общего образования», потому что при поступлении в ВУЗы не предоставляются таблицы Брайля или другие вспомогательные средства. Хотя с 2008 года, юридически, это должно быть предусмотрено.
Кроме того, глухие студенты находятся в крайне неблагоприятном положении, так как прослушивание на экзаменах по английскому языку является необходимым, и без них нельзя окончить университет, как говорится в докладе.
The Economist сообщила 13 июля, что некоторые китайские слепые школьники теперь требуют, чтобы им обеспечили приемлемые условия для поступления в вузы.
Даже если учащийся, имеющий инвалидность, сможет закончить среднюю школу, то он сталкивается с другой преградой для поступления в колледж, которая, по словам г-жи Ричардсон, есть только в Китае.
Все студенты, поступающие в вузы, должны представить результаты физического обследования, где отмечена инвалидность учащегося. Власти издали «руководящие принципы», которые позволяют университетам отказывать в поступлении абитуриентам, имеющим физические или умственные недостатки. Это уже дискриминация.
Слепые могут обучиться массажу, а люди с нарушениями слуха могут научиться ремёслам и изобразительному искусству. «Студенты с ограниченными возможностями, которые решились освоить профессии, сталкиваются с серьёзными барьерами», — говорится в докладе.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать